25 апреля во вторник 2-й седмицы по Пасхе, в день поминовения усопших, Радоницу, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и панихида по усопшим. За богослужением молился регент хора Храма Христа Спасителя в Москве Илья Борисович Толкачев. В праздничном евангельском чтении было прочитано зачало о смысле пришествия в мир Спасителя и о свете: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3: 16-21). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Христос Воскрес!
«Творяй же истину идет ко свету, ибо дела его о Бозе содеяны». Господь наш Иисус Христос, воскресший из мертвых, принесший человеку вечную жизнь, открывшую райские двери, дающий Царствие Небесное человеку, свидетельствует ему, каким образом человек входит в Царствие Небесное, каким путем должен идти человек, чтобы унаследовать вечную жизнь, даруемую ему Богом.
Мы слышали в сегодняшнем Евангелии, как Господь говорит о свете: свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму. Затем Христос Господь объясняет слушателям, что же есть свет, и почему люди больше возлюбили тьму. — Потому что дела их злы. Каждый, кто творит зло, ненавидит свет, чтобы дела его были не открыты, он не идет к свету и отвергает свет, хочет пребыть во тьме своих страстей, своей гордости. А вот человек, который любит свет, творит добрые дела и идет ко свету, чтобы явны были его дела, потому что они в Боге соделаны.
Господь учит Своих учеников этому пути любви ко свету, к истине, и напоминает нам, что только дела добрые человека приводят к Богу. Потому что добрые дела человек творит перед Богом в сердце своем. И более того, он их творит, чтобы они сияли, чтобы Господь был в них, чтобы они были явными. Потому что в этом — истина. Когда человек старается пребывать в добродетели, он понуждает себя делать то, что Богу угодно, что говорит ему совесть.
И это уже свет, это понуждение себя к добродетели, это — путь, идя которым, человек чувствует благословение Божье, поддержку, радость. И свет сияет в его добрых делах. И такой человек желает пребыть в этом свете. Но как трудно человеку, когда он становится как тьма, и все противоположное действует в его душе, и он не хочет, чтобы грех его, зло, злые дела были явными, и поэтому не идет ко свету, потому что ненавидит свет, потому что пребывает во тьме.
От этого все зависит, дорогие братья и сестры, в жизни человека. Где он находится? В желании творить добрые дела, или пребывает в том, в чем его совесть осуждает? И действительно, когда мы стараемся преодолеть в себе грех, мы идем ко свету, и свет нам помогает видеть все недоброе в нашей душе, каяться и заставлять себя делать угодное Богу. Именно этот свет, который сияет в добродетели, для того, чтобы нас звать к добродетельной жизни.
Потому что добродетель – это жизнь в Боге, в Его любви, в Его милосердии. И жизнь православного христианина заключается в том, чтобы понуждать себя творить добрые дела, возрастать в добродетели. Ибо добродетель – это открытость нашей жизни перед Богом. И добрые дела – они соделаны в Боге, и человек бесконечно радуется тому, что добрые дела, которые Господь ему дарует сотворить, — это воистину свет Божий в его жизни.
Мы, празднуя Воскресение Христа Господа, празднуем то, что Господь дарует нашему сердцу неизреченную жизнь в добродетели. И воскресший Господь нас зовет к добродетельной жизни, потому что только добродетельная жизнь может наполнить наше сердце Божьей благодатью, и мы всегда в этой благодати будем пребывать, радоваться ей, благодарить Бога глубоко в сердце. Иначе грех вводит в нашу жизнь тьму, и мы не понимаем, как грех затмевает нашу душу, как не хочется нам открыть то, что не в Боге творится в нашей душе, как тьма хочет скрыться, как тьма уходит от света и ненавидит его.
Эта борьба в нашем сердце – это Пасха Христова, которая зовет нас к жизни в радости неизреченной. И сегодня мы, празднуя праздник Радоницы, пасхального поминовения наших усопших, молимся о них, просим Бога и обращаемся к нашим усопшим в наших сердцах, делясь с ними этой радостью. Заупокойная молитва – это всегда прошение перед Богом нашей добродетельной жизни. Когда грех владеет нашим сердцем, как трудно молиться о усопших!
Но когда пасхальная радость пребывает в нашей душе, нам хочется поделиться ею с нашими усопшими и пребывать с ними в ней, в этой неизреченной радости нашей добродетельной жизни, наших усилий, наших добрых побуждений. И пусть Господь нам поможет жить такой жизнью, которая помогает нам делиться радостью с нашими усопшими.