В воскресенье 14 мая, в Неделю о самарянке, на Свято-Амвросиевском приходе была отслужена архиерейская Божественная литургия, которую совершил Преосвященнейший Ефрем, Епископ Бердянский и Приморский. Владыке Ефрему сослужили настоятель прихода архим. Амвросий (Макар), архим. Афанасий, сопровождавший Владыку в паломнической поездке, прот. Евгений Кетов и прот. Сергий Беспалый. После Божественной литургии владыка Ефрем благодарил всех за молитвы и, указав на пример самарянки, ее покаяние и проповедь, пожелал всем молящимся такого же живого и искреннего обращения ко Господу. Затем о. Амвросий сердечено благодарил владыку за совершение Божественной литургии и архипастырское слово и пожелал владыке сил и помощи Божьей в нелегком служении его на запорожской земле.
В воскресном евангельском чтении было прочитано зачало о беседе Господа Иисуса Христа с самарянкой: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4: 5-42). После чтения Евангелия архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Господи, даждь ми сию воду, да ни жажду, ни прихожду семо почерпати». Самарянка, говоря эти слова, чувствовала, как Христос Господь для нее становится необыкновенным и дарующим ей покой сердца. Она не ведала в начале разговора со Христом Господом о том, что Господь с ней говорит, что Он имеет живую воду. Но затем, когда Господь ей сказал, что эта вода преображает человека и дарует ему святость, наполняет его сполна, она начала задумываться над тем, а какова эта вода. И поэтому говорит: дай мне, Господи, эту воду, чтобы я не жаждала и не ходила сюда почерпать ее.
И Господь ей открывает истину о живой воде, говорит ей: пойди и приведи мужа сюда. И она начала оправдываться, что мужа у нее нет. И Господь ей открыл всю истину о ее жизни: пять мужей она имела, а тот, с которым она живет, не муж ей. Ее сердце преобразилась, она поняла, что есть эта живая вода, и начала спрашивать Христа Господа о Мессии, о Том, Кто должен прийти и все объяснить. И Господь ей говорит: Тот, Которого вы ждете, перед тобой, это Тот, Кто с тобой говорит.
И самарянка, услышав это, оставила свой водонос и побежала к жителям Сихема, чтобы рассказать им об этой живой воде, которую Господь ей дал, что Он преобразил ее сердце этой водой, и она начала чувствовать, как эта вода очищает ее и дарует ей жизнь новую, жизнь, в которой эта святая живая вода не только ее наполняет, но источает силу. Она побежала рассказывать своим одноплеменникам о том, как исполнилось ее сердце, и изливала эту живую воду им.
А они, слыша ее слово, весьма удивлялись, потому что когда они ее увидели, ту, которая возвещает им о необычайном, которая насытилась, они тоже почувствовали радость, и пришли ко Христу Господу, и увидели, как Он Своим словом утоляет сердца человеческие.
Господь остался с жителями Сихема еще два дня, и они, слушая эти слова о вечной жизни, насытились живой водой и свидетельствовали, что уже не по словам самарянки веруют во Христа Господа, но сами пришли к Нему, чтобы насытиться этой живой водой, и чувствуют, как, насытившись этой живой водой, они не жаждут, не нуждаются в том, чтобы снова почерпать воду и пить ее, потому что она уже течет в их сердцах, и не только в их сердцах, но и призывает к себе другие сердца.
Христос Господь пришел к человеку, чтобы напоить его живой водой, чтобы его сердце никогда не нуждалось, а чтобы оно несло эту живую воду другим людям. Потому что сердце, наполняясь этой живой водой, действительно, хочет дать ее другим. Слово Божие, Сам Господь, Христос Спаситель любят нас и наполняют наши сердца святой живой водой, чтобы наше сердце чувствовало, как оно переполнено, как оно не жаждет. И как оно может жаждать, если оно становится чистым, если Господь нам указывает на наши грехи и зовет к покаянию?
Именно покаяние самарянки в ее грехах – это был путь Христа Господа в ее сердце с живой водой. И покаяние – это то чудесное действие в нашем сердце, через которое Господь дарует нам эту живую воду, и мы не жаждем. Когда мы покаялись, когда мы противостали греху, как самарянка, мы чувствуем, как Господь наполняет наше сердце, и оно уже не жаждет, а живет Христом Господом в этой живой воде.
Мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, как после побиения камнями архидиакона Стефана было воздвигнуто гонение, и апостолы, верующие во Христа, вынуждены были рассеяться в другие города. И они в других городах свидетельствовали о том, что в их сердцах, и видели, как другие люди преображаются. Они делали то же самое, что делала самарянка, рассказывая, как их сердца преобразились и наполнились живой водой, и не только не жаждут, но несут жаждущим сердцам эту живую воду. И рука Господня была над ними, говорит сегодняшнее апостольское чтение.
Так много обращалось язычников, эллинов ко Христу, что в Антиохию послали апостола Варнаву, чтобы он увидел это чудо преображения сердец человеческих. И он действительно, видя это, пошел искать Савла, звать на помощь этого известнейшего проповедника, для того, чтобы свидетельствовать людям, что есть вода живая, как человек жаждет напиться ею, напоить ею всех и нести Евангелие, благую весть, Слово Божие о живой воде, наполняя сердца человеческие. И святой апостол Варнава дошел аж до древнего Медиолана с этой живой водой, неся сюда Слово Божие, которое питает сердца человеческие.
Самарянка, сердце которой преобразилось, напитавшись этой живой водой, взывает к нашему сердцу, чтобы мы раскрыли свои сердца и тоже напитались живой водой, чтобы не жаждало наше сердце, чтобы оно свидетельствовало о том, что если Господь в сердце человека, то оно не только не жаждет, но наполняется благодатью Божьей и несет эту благодать многим людям.
Мы, празднуя Пасху Господню, вместе с самарянкой свидетельствуем о том, как наши сердца успокаиваются о Господе, когда они приходят к Нему, когда они каются, когда они ищут Господа, чтобы жить в Нем, когда наши сердца действительно пьют эту живую воду и вместе с самарянкой восклицают о том, как Господь славен, как Он ждет сердце человеческое, чтобы дать ему эту живую воду, чтобы она напитала его.