В воскресенье 7 мая вечером настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) с группой прихожан вылетел в Тбилиси. В аэропорту группа встретилась с гидом Георгием и разместилась в гостинице. К паломникам из Милана присоединилась паломническая группа из Киева с иром. Дамианом.
Ранним утром в понедельник 8 мая о. Амвросий совершил Божественную литургию в боковом приделе храма Сиони, древнейшего храма Тбилиси (VI век), бывшего кафедрального собора грузинского патриарха, в сослужении клирика собора и иером. Дамиана. Храм расположен в старом городе на берегу реки Куры, посвящен Успению Пресвятой Богородицы и назван «Сиони» в честь Сионской горы, где упокоилась Богоматерь. Паломники причастились Святых Христовых Таин и приложились к серебряному кивоту, где находится крест св. равноап. Нины, просветительницы Грузии.
Крест св. равноап. Нины — главная святыня храма — это крест, сплетенный из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила св. Нине перед тем, как она направилась на проповедь в Иверию. Он выставляется для поклонения один раз в год, в день св. Нины
Далее группа направилась в монастырь Моцамета вблизи Кутаиси, где хранятся мощи свв. князей Давида и Константина. Жившие в VIII веке князья, правители области Аргвети, боровшиеся с арабами, были взяты ими в плен. Несмотря на продолжительные жестокие пытки, они отказались принять ислам, за что были утоплены в реке Риони. Их мощи находятся в выстроенном царем Багратом III в XI веке монастыре, названном в их честь «Моцамета» («мученики»). Паломники, приложившись к мощам свв. мучеников, молились, пели им величание и с пением пасхального тропаря продолжили путешествие.
Из Моцаметы группа переехала в Гелатский монастырь. Монастырь Гелата был основан в н. XII века св. благов. кн. Давидом Строителем, объединившим грузинские княжества в единое централизованное государство. Паломники вошли в главный храм монастыря, посвященный Рождеству Богородицы, где по благословению служащего священника о. Амвросий зашел в алтарь, поклонился Престолу и мощам св. Давида Строителя, взял ковчег с частицами мощей свят. Николая, вмч. Георгия и св. Давида и вынес его для поклонения паломникам, с которыми батюшка отслужил молебен св. Давиду.
Поблагодарив священнослужителя за молитву, паломники, посетив приделы собора и рассмотрев древние уникальные фрески, переместились к главным вратам монастыря, где по завещанию св. Давида были похоронены его останки, чтобы каждый входящий попирал ногами его прах. После канонизации св. Давида мощи его были перенесены в алтарь.
Отсюда группа переместилась к зданию бывшей Гелатской академии, в которой выступали знаменитые богословы, философы, переводчики и филологи, а также посетила недавно раскопанные археологами винные погреба. Затем в храме вмч. Георгия Победоносца о. Амвросий совершил молебен великомученику и группа направилась в Баграти.
Багратский храм вблизи Кутаиси — один из самых больших храмов в Грузии, который начали строить в самом начале грузинского Золотого века (ок. 970-х годов). Храм был разрушен в XVII веке турками и, несмотря на многие возражения, восстановлен в 2012 году. В этом храме, посвященном Успению Пресвятой Богородицы, был коронован св. Давид Строитель. Паломники, совершив молебное пение пасхальным чином, приложились к ковчегу со многими частицами мощей святых и пошли к древнему храму, который остается еще в развалинах. Возвратившись к собору, паломники встретились с тремя мастерами духовного и народного пения, одетых в народные грузинские костюмы, которые, исполнив несколько песнопений, благодарили нас за посещение собора.
Отсюда паломники отправились в Батуми, в строящийся храм, где молились за ночной Божественной литургией и причащались Святых Христовых Таин.
Утром 9 мая паломники направились в Гонио-Апсаросскую крепость — самую старую в Грузии, которая была римским форпостом на берегу Чёрного моря, в 15 км. к югу от Батуми, в 5 километрах к северу от турецкой границы. По древнему грузинскому церковному преданию апостол Матфий, избранный в число двенадцати апостолов после предательства Иуды Искариота, скончался в Колхиде и, как предполагают, был погребен в этой крепости. Здесь находится могила апостола, перед которой о. Амвросий совершил молебен св. Матфию.
Затем паломники осмотрели древние археологические пласты, раскопанные археологами на территории крепости, которые относятся к XV-XVII векам до н.э., а также реконструкции древних оборонительных сооржений и квеви.
После этого группа направилась в длительную поездку в Троицкий монастырь в Гергети. Проехав по Военно-грузинской дороге поздним вечером перевал первого Кавказского хребта на высоте 2200 м., покрытый толстым слоем снега, паломники приблизились к городку Сепенцминда у подножия горы Казбек. Здесь паломники пересели на джипы, которые подняли их на гору Гергети, где на высоте 2170 м. расположен храм XIV века, посвященный Святой Троице. Зимой этот храм настолько покрывается снегом, что вплоть до апреля туда никто не может подняться.
Раньше этот храм был частью монастыря св. Стефана (название селения «Степанцминда» переводится «Святой Стефан»). Особенно важным был этот храм в XVIII веке, во время нашествия персов, когда многие христианские святыни были вывезены из Тбилиси и Мцхеты и хранились в нем, в особых тайниках, как рассказывал паломникам Георгий, показывая входы в тайники. В полночь о. Амвросий совершил молебен пасхальным чином по благословению настоятеля монастыря. Поблагодарив его, паломники с пением пасхального тропаря медленно на джипах спустились в город и направились в Тбилиси.
Утром 10 мая, в день своего 60-летия, о. Амвросий сослужил Божественную Литургию в древнем кафедральном соборе Светицховели во Мцхете. В конце литургии, причастив паломников и молящихся Святых Христовых Таин, о. Амвросий сердечно благодарил патриарха католикоса всея Грузии Илию за благословение совершить паломническую поездку в Грузию и послужить в храмах Грузии, после чего, провозгласив Многолетие Святейшему, паломники пошли прикладываться к святыням собора.
Собор Светицховели — это главный христианский храм древней столицы Грузии, построенный в начале XI века. Он был воздвигнут на месте деревянной церкви первой половины IV века, построенной первыми христианскими правителями Грузии св. блгв. царем Мирианом и блгв. царицей Наной, при которых Грузия приняла крещение. Во второй половине V века, при царе Вахтанге I Горгасале, деревянную церковь заменила большая каменная базилика. Главные святыни Светицховели — Хитон Господень и милоть (плащ) пророка Илии. Храм является местом коронования и усыпальницей всех грузинских царей династии Багратион, а также местом интронизации грузинских католикосов.
По грузинскому церковному преданию, Хитон Господень был привезен в Грузию в I веке мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Они выкупили Хитон у воина, которому он достался по жребию.
Вернувшись в Грузию, Элиоз передал Хитон своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.
Спустя некоторое время над могилой вырос огромный кедр, окутав ее своими корнями. Жители Мцхеты уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою этого кедра и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество, как рассказывал паломникам Георгий.
Три века спустя в Грузию с евангельской проповедью пришла святая равноапостольная Нина. Во время молитвы она сподобилась увидеть место нахождения могилы Сидонии со Святым Хитоном. Нина обратилась к царю Мириану с просьбой поставить над могилой деревянный храм.
Для этого священный кедр спилили и вырубили из его древесины семь столпов, служивших храмовыми опорами. Однако самый главный столп не удалось сдвинуть с места, пока по молитве св. Нины он, поднятый ангелами «без прикосновения руки людской», не завис в воздухе, став затем на свое место — прямо над могилой с Хитоном Господним. Из него полилось благовонное миро. Этот столп, а также и сам храм, назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп». В современном храме, построенном в XI веке католикосом Грузии св. Мелхиседеком, над могилой Сидонии с Хитоном Господним высится каменная башня.
Паломники, собравшись у башни, пели молебен пасхальным чином, лобызали плиту, накрывающую могилу Сидонии с Хитоном, и о. Амвросий всех помазывал елеем от лампады у Хитона Господня.
В центре собора много захоронений царей грузинских, среди которых паломники поклонились гробнице с мощами св. Мелхиседека, католикоса Грузии, построившего собор.
Затем паломники переместились в предел пророка Илии, престол которого сооружен на месте хранения милоти пророка, принесенной сюда в VI веке до н. э., когда иудейский народ ушел в вавилонский плен. По рассказу Георгия, милоть пророка Илии иудеи решили передать другому народу, который сможет ее сохранить, и таким образом она оказалась достоянием грузинского народа, который уже в ветхозаветное время стал самым близким к богоизбранному народу, сохраняя милоть пророка Илии. Паломники, поклонившись приделу с этой святыней, целовали крест, который о. Амвросий им преподал, с престола придела.
Затем паломники приложились к древнему кресту с частицей Животворящего Креста Господня, обработанному в технике грузинской перегородчатой эмали. Помолившись у Креста, паломники переместились к месту крещения свв. блгвв. царей Мириана и Наны, где хранится купель, в которой крестят по сей день.
Познакомившись с постройками замка, в котором размещен собор, паломники переместились в Антиохийскую церковь св. Стефана, которая находится в непосредственной близости к месту слияния Арагвы и Куры, где в 326 году по призыву св. блгв. царя Мириана грузины приняли крещение. Она была построена на рубеже IV-V вв. царем Арчилом, правнуком Мириана и Наны, в знак благодарности Богу после изгнания персов. Совершив здесь молебен, паломники поклонились месту крещения грузинского народа и отправились в монастырь Самтавро.
В монастыре Самтавро паломники, прежде всего, посетили часовню, построенную у святого ежевичного куста, внутри которого жила и молилась равноап. Нина, прибыв на проповедь Евангелия в грузинскую землю. Ещё при жизни, когда св. Нина уже покинула Мцхету, народ шёл поклониться тому месту, где проповедовала святая. Таким образом,5 ежевичник («маквлован») стал святыней, и святой царь Мириан построил на этом месте церковь, вероятно, еще при земной жизни Нины.
Помолившись у святого куста и в часовне св. Нины, паломники направились на монастырское кладбище к могиле прабабушки Георгия, которая преподавала в приходской школе этого монастыря. О. Амвросий совершил заупокойную литию по приснопоминаемой Екатерине и направился с паломниками к другому захоронению, к гробнице преп. Гавриила Угребадзе, который по своему смирению и по благословению патриарха Илии в последние годы жил в башне на территории монастыря. Паломники поклонились могиле святого, мощи которого после канонизации его в последние годы были перенесены в главный храм монастыря — Преображенский собор.
По дороге в собор паломники зашли в музей, посвященный 200-летию жизни и служения монастыря, в котором хранятся личные вещи святого. Отсюда паломники направились в Преображенский собор, который был построен на месте церкви, сооруженной после смерти св. Нины св. блгв. царем Мирианом «для себя и народа Грузинского» рядом с малым храмом возле ежевичного шалаша, где жила св. Нина, «потому, что нижняя церковь назывались Святая святых и царь не дерзал всегда прикасаться к дверям её».
Войдя в собор, паломники остановились перед гробницами с мощами свв. царей Мириана и Наны, благодаря их за крещение грузинского народа и дарование ему православного будущего. Здесь же у мощей все поклонились частице Животворящего Столпа (древа кедра, выросшего над могилой Сидонии с Хитоном Господним).
Затем группа переместилась к мощам преп. Гавриила, где о. Амвросий помолился с паломниками. Гид Георгий живо рассказывал о многих чудесах во время канонизации, обретения мощей святого и перенесения их в собор, показывая на отобразившиеся образы преподобного на своде, под которым покоятся мощи в соборе, и у правой стороны раки святого.
Затем паломническая группа прибыла в Шио-Мгвимский монастырь, который был основан преп. Шио, жившим в VI веке. Преп. Шио был одним из двенадцати ассирийских отцов, пришедших в Грузию для проповеди христианства, одним из основателей грузинского монашества. Первые монахи жили в пещерах в ущелье на берегу реки Кура. Последние годы св. Шио жил на дне глубокого колодца, где сейчас покоятся его святые мощи. Спустившись в часовню внутри колодца, паломники молились, прикладываясь к саркофагу с мощам святого. Поднявшись затем в собор, построенный над колодцем, паломники поклонились месту, где находились раньше мощи святого. Поднявшись затем в главный большой собор монастыря, о. Амвросий помолился у иконы собора святых грузинских царей. Спускаясь к выходу из монастыря, паломники также посетили гробницу ученика преп. Шио преп. Евагрия, которая также находится глубоко в колодце.
Затем, возвратившись в Тбилиси, паломники остановились в Свято-Александровском подворье Русской Православной Церкви. Здесь паломники молились за молебном свят. Николаю, который совершал клирик подворья. После молебна паломники поклонялись мощам свят. Зиновия (Мажуги), митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима, который прибыл сюда с братией Глинской пустыни. По благословению настоятеля о. Амвросий совершил заупокойную литию пасхальным чином на гробнице схиархим. Виталия (Сидоренко), старца Глинской пустыни.
Возвратившись в гостиницу, всех паломников ждал праздничный ужин, приготовленный в честь 60-летия о. Амвросия, на который собрались не только паломники, но и грузинские друзья батюшки.
На следующий день 11 мая паломники направились в монастырь св. Нины в Бодбе. Здесь покоятся мощи св. равноап. Нины, просветительницы Грузии. Св. Нина упокоилась в местечке Бодбе в 347 году, на 67 году жизни, после 35-летнего апостольского подвижничества, и там же была похоронена. В скором времени по просьбе царя Мириана над могилой св. Нины был возведен храм в честь св. Георгия Победоносца, покровителя Грузии, вокруг которого и возник монастырь.
Поклонившись и приложившись к мощам св. равноап. Нины, о. Амвросий совершил ей молебен с акафистом. В конце молебного пения паломники приложились к иконе и святому кресту равноап. Нины, подаренному батюшке на 60-летие.
После молебна паломники спустились к источнику св. Нины, который возник по ее молитвам и стал целебным. Все паломники погрузились в воду источника и молитвенно благодарили Бога за такое прекрасное посещение мощей равноап. Нины и ее источника.
Затем группа прибыла в Лавру преп. Давида Гареджийского — монастырь, расположенный в пустыне на самой границе с Азербайджаном. Он был основан в начале VI в сирийским монахом Давидом, вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников прибывшим в Грузию из Сирии. В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года преподобный Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии, и преп. Давид поселился в естественной пещере Гареджа. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали неподалеку ещё два монастыря — монастырь Додос Рка и Натлис-Мцемели. В 1615 году монастырь был разорен персидским шахом Аббасом. В пасхальную ночь по его приказу были обезглавлены 6000 монахов, пришедших со всех монастырей пустыни (к этому времени их было уже более десятка) в Лавру для соборного пасхального богослужения.
Паломники поклонились мощам преп. Давида и преп. Додо. Затем о. Амвросий вошел в алтарь, и братия монастыря открыли помещение, где хранится множество костей казненных персами монахов-мучеников. О. Амвросий взял оттуда ковчег с мощами и вынес его паломникам. Паломники прикладывались к святым мощам и пели величание мученикам. Затем паломники посетили другие помещения монастыря и с радостью и благодарностью Богу возвратились из пустыни в столицу Грузии.
Здесь в полночь 12 мая паломники поднялись на гору Мтацминда («Святая гора»), расположенную на правом берегу реки Кура, практически в центре города, и вошли в церковь св. Давида (Мама Давити). Здесь о. Амвросий совершил ночную Божественную литургию, за которой паломники причастились Святых Христовых Таин.
Затем все направились в пещеру преп. Давида, в которой он молился перед своим уходом в пустыню и созданием святой лавры. Совершив молебен в пещере, о. Амвросий с паломниками спустился вниз к могиле А. Грибоедова и его жены Нины. Пропев им вечную память, паломники отправились в аэропорт, благодаря и славя Господа за такое прекрасное посещение грузинских святынь.