24 мая, в среду, в день отдания Святой Пасхи, Предпразднство Вознесения Господня, в праздник свв. равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей словенских, день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В евангельском чтении было прочитано зачало, в котором прозвучало учение Господа Иисуса Христа о свете: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12: 36-47). После чтения Евангелия настоятель прихода архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Христос Воскрес!
«Дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете», — взывает Господь Иисус Христос к сердцам человеческим. Господь есть свет миру, и напоминает нам следовать Его словам, потому что они просвещают наше сердце, выводят нас из тьмы наших грехов, наших слабостей, наших представлений, наших желаний. В другом чтении вы слышали, как говорил Господь: «Вы свет миру» (Мф. 5: 14). И затем объясняет, что это значит, как верующий во Христа становится светом. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16).
Христос Спаситель, воскресший из мертвых, — это, действительно, для нас свет, который дарует нашим немощам надежду, просвещает нашу тьму. И наше сердце, видя этот свет, наполняется им и ищет его. Сердце человеческое создано для света, чтобы наполниться им. И насколько человек прилагает усилия, чтобы найти свет и проникнуться им, настолько свет входит в такого человека.
Завершая праздник Пасхи, в день отдания Пасхи мы снова и снова с великой радостью славим Воскресшего Господа, дарующего нашему сердцу, находящемуся во тьме, свет разумения, свет преодоления себя, свет терпения, свет смирения, свет кротости. Ибо эти добрые дела, действительно, сияют в жизни человека, когда он преодолевает себя, свою гордость, свое своеволие, себялюбие, своенравие. Это тьма, которая вселяется в наше сердце. Но есть Христос Воскресший, Который ждет нас.
И в сегодняшнем апостольском чтении вы слышали, как апостол Павел, придя в ареопаг, в Афины, взывает к афинянам, указывая на их благочестие и на жертвенник Неведомому Богу. Их сердца, не зная Бога, во тьме языческой пребывая, веровали, что есть Бог, Которого они не знают. И апостол Павел пришел и говорит: Того Бога, Которого вы не знаете, я проповедую. Того, Кто есть творец Вселенной, Вседержитель, создавший человека для того, чтобы жить в нем, чтобы человек нашел Его, чтобы его искал и желал насытиться этой встречей с Ним.
И апостол Павел им говорит: мы Его нашли и Им живем, Им движемся, и Им существуем. Потому что преодолевается тьма своеволия, своенравия. А когда человек преодолевает себя, сразу свет входит в его сердце. Потому что сердце его создано для света, для того, чтобы преодолеть себя, исполнить заповедь Христову «Отвергнись себе, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8: 34).
Мы ныне прославляем равноапп. Мефодия и Кирилла, просветителей славянских земель. Они несли славянам этот свет. Поэтому мы их величаем, эту священную двоицу, как поем мы в кондаке, которая просвещает нас и доныне дарует нам свет истины, который преодолевает тьму наших сердец. Мы просим святых солунских братьев Мефодия и Кирилла, которые просветили наших предков, чтобы помогали нам преодолеть себя, отдать себя Богу и шествовать за Ним, как это делали апостолы и последовавшие за ними ученики.
Апостолы видели этот свет, а также и апостол Павел, который даже ослеплен был этим светом, и глубоко в своем сердце увидел, какова тьма человека в его жизни без Бога, то есть, без смирения и кротости, через которые входит свет, и Господь благословляет человека.
И пусть этот свет Христа Господа, который сияет в Пасхе, всегда просвещает нас, проникает в наше сердце, напоминая, что надо отвергнуть себя, взять крест свой и следовать за Христом Господом, чтобы были у нас добрые дела, которыми мы должны сиять в этом мире, преодолевая тьму».
После Божественной литургии о. Амвросий отслужил молебен свв. равноапп. Мефодию и Кириллу, молясь о тезоименитом Святейшем Патриархе Кирилле. После молебна, провозглашения многолетия Святейшему Кириллу и пения патриаршего многолетия, о. Амвросий сказал слово, подчеркнув, как много делает Святейший Патриарх для просвещения общества евангельскими истинами, следуя таким образом святому примеру просветительства святых братьев Мефодия и Кирилла.
Затем о. Амвросий с общиной переместился в храм св. Лаврентия, где на мощах св. мц. Наталии совершил молебен свв. братьям Кириллу и Мефодию с акафистом Воскресению Господню. Все, приложившись святым мощам, помазались святым елеем. О. Амвросий снова поздравил молящихся с праздником, с тезоименитством Святейшего Патриарха Кирилла, и все пели Святейшему Кириллу Многая лета.