27 мая, в субботу по Вознесении, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 10-21). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«В той день уразумеете вы, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас». Христос Господь в беседе с учениками перед Своими страданиями учит их, как Он, Сам Господь, в Отце пребывает и дело, которое Он совершает, Он совершает для того, чтобы человек пребыл в Боге. Господь возносится на небо и снова ученикам говорит, что Он с ними пребывает, а они в Нем, потому что дело спасения, которое Он совершил, соединяет человека с Богом. Иисус Христос распялся, воскрес и вознесся на небо для того, чтобы верующий в Него пребывал в Нем, а Он, Господь – в верующем человеке.
Вознесение Господне – это раскрытие тайны единства жизни человека с Богом. Мы слышали в Евангелии, как Господь учит учеников Своих тому, что они примут Духа Святого, Которого Он пошлет от Отца Небесного, Который не может быть принят этим миром. Но в них, учениках Его, Он уже пребывает и всегда будет пребывать в них.
Потому что Господь хочет дать человеку жизнь в Себе, чтобы человек радовался самой жизнью и творил то, что Господь ему дарует творить. И мы видим, как человек, когда он не пребывает в Боге, а пребывает сам в себе, — какая тоска в сердце его, как он не может преодолеть в себе печали и найти радость жизни, радость вечности.
И мы, верующие во Христа Господа, ища единства с Богом, должны прилагать все усилия, чтобы это единство осуществлялось в нашем сердце. Потому что для этого единства человек создан, и по этой причине Христос Господь пришел на землю, чтобы человека, отделившегося от Бога, возвратить к жизни в Боге, чтобы человек понял, что он сам не может ничего. В нынешнем евангельском чтении Христос Спаситель нас учит: без Меня не можете творить ничего. Потому что все, что человек творит без Бога, не имеет никакого смысла, потому что не имеет вечности, не пребывает в самом источнике жизни.
Но верующий человек все время прилагает усилия, чтобы преодолеть себя, свой эгоизм, чтобы не пребывать в себе самом, а пребывать в Боге. Это — правило нашей духовной жизни. Господь к нам обращается: Я в вас, а вы во Мне. И Господь зовет нас к преодолению своеволия, когда человек пребывает в себе, а не в Боге. Но когда человек пребывает в Боге, когда осуществляется то, о чем Господь говорит, – Я в вас а вы во Мне, – человек преодолевает себя, и верующий, таким образом, пребывает во Христе. И тогда, совершая волю Божию, человек чувствует, как сама жизнь входит в него, как все меняется в жизни.
Господь, вознесшийся на небо, зовет нас к этой жизни в Нем, к преодолению своей воли, своих желаний, своих представлений, к тому, чтобы наше сердце, отказываясь от себя, от своей воли, творило волю Божию. Это действительно духовная брань, которая должна совершаться, чтобы преодолеть себя, и чтобы Господь всегда был в нашем сердце. Потому что когда Господь в нашем сердце, Он благословляет нас, и радуется наше сердце в Нем. И мы видим, как Господь благ, как милосерд, как долготерпелив, как Он ищет наше сердце.
Вознесшийся Господь благословляет нас на эту радость жизни в Нем. И Дух Святый, Которого мы ожидаем, — это благословение Отца Небесного, чтобы наполнилось наше сердце этой жизнью, волей Божьей, преодолением себя, своих печалей, своих расстройств, своих недовольств. Мы должны помнить, что если печали и недовольства наши есть в нашем сердце – совершается наша воля, а не воля Божья. Потому что человек, который совершает волю Божию, спокойно переносит печали, нестроения, потому что часто в этих трудностях проявляется воля Божия.
И Вознесшийся Господь зовет, чтобы мы возложили надежду на Бога в своих печалях, в своих трудностях. И если это осуществляется в нашей жизни, то действительно, чудо приходит к нам, потому что мы спокойно все переносим и радуемся о Господе, дарующем нам эту жизнь Его в нашем сердце и нас в Нем.