23 июля, в праздник преп. Антония Киево-Печерского, настоятель Свято-Амвросиевского прихода в Милане архим. Амвросий (Макар) совершил всенощное бдение, Божественную литургию и молебен преп. Антонию Печерскому в храме св. равноап. Феклы в Чинизелло-Бальзамо. После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Равноангельное житие пожив, в тихое пристанище святые горы Афона достиг, отнюдуже благоволением отцев в гору Киева достиг». Этими словами тропаря праздника преп. Антония Киево-Печерского мы славим его с большой радостью, потому что он стал начальником русского монашества, потому что искал его с раннего детства.
Его равноангельное житие привело преп. Антония на Афон, чтобы он там, видя монашескую жизнь Афона, впитал ее в свое сердце и принес в Древнюю Русь. Он глубоко в сердце носил подвиги монашеские горы Афон и получил благословение отцов афонской горы возвратиться в Киев, чтобы перенести это достояние Афона на Русь.
Преп. Антоний, как ни жаль ему было оставлять Афон, потому что он нашел на Афоне то что искал, — все же понял, что в этом нуждаются многие, и прибыл в Киев, и нашел пещеру, в которой молился свят. Иларион Киевский, и там жил аскетической жизнью. И много дал тем, кто приходил к нему.
Но самое главное, вокруг преп. Антония начали собираться монашествующие, и это было началом его трудов, потому что все, кто оставался с ним, следовали ему, его строгой духовной жизни, чистоте его сердца, его величайшей радости и блаженству. Все видели, как он, прибыв с Афона, принес неизреченную радость для каждого, с кем он встречался.
Конечно, это помогло ему создать Печерский монастырь, который стал лаврой, который долгие столетия служил на Руси тем, чему служил сам Антоний для монашества. И это было очень важно, потому что монашествующие, помня образ преп. Антония, всегда стремились к обретению этого же.
Потому что преп. Антоний жил только словом Божиим, жил только благодатью, которую Господь даровал ему, и укреплялся в ней. Мы слышали, как в сегодняшнем апостольском чтении ап. Павел коринфским христианам пишет послание и взывает к ним, чтобы они жили Божьей жизнью, воздержанно, и поэтому, говоря о супружеской жизни, пишет, что те, которые не вступают в брак, служат Богу и ищут Божьего больше.
Поэтому преп. Антоний, идя именно этим путем поиска Бога и жизни по Его слову, обретал это неизреченное состояние. Мы также слышали в евангельском чтении, как Христос Господь учит учеников, что не то, что входит в уста человека, оскверняет его, а то, что исходит из его уст. Исходят многие недобрые желания, убийства, прелюбодейства, хулы. И это нам напоминает, как важно хранить свое сердце, чтобы оно наполнялось благодатью Божией.
Именно об этом сегодня преп. Антоний нам напоминает, чтобы очищалось наше сердце и было с Богом. Чтобы не наполнялось лукавством. Потому что когда наше сердце стремится хвалить Бога, славить Его, оно наполняется благодатью. Но когда мы этого не совершаем, как в наше сердце входит противоположное, лукавое! И противостать этому можно только усилиями в поисках более глубокой и тщательной духовной жизни, которая наполняет наше сердце благодатью Божией.