В воскресенье 30 мая, в Неделю о самаряныне, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литругию, обедницу и молебен на Свято-Амвросиевском приходе в Милане. После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
«Верою пришедшая на кладязь самаряныне виде Тя, премудрости воду, ею же напоившися обильно», — поем мы эти слова кондака Недели о самарянке и проникаемся ими после чтения сегодняшнего Евангелия, повествующего о беседе Христа Господа с самарянкой. Мы проникаемся этой беседой, этой встречей самарянки, грешницы, которая жила грешной жизнью, но ведала о Мессии, о поклонении Ему. Ведала о Господе, Который благословляет человека.
Поэтому Господь, будучи у кладезя Иакова, встретившись с самарянкой, с ней общается, чувствуя, как она небезразлична. Он начинает с ней разговор, как мы слышали в Евангелии, и она, общаясь с Ним, слушает Его и проникается Его словами. И когда Господь сказал ей: Я могу тебе дать воду, которую ты будешь пить и никогда жаждать не будешь, и она станет водой, текущей в вечную жизнь, — она захотела ее, но удивлялась, как Он может дать ее, Если ему нечем почерпнуть даже воду из колодца. И когда Он открыл ей о ее жизни, что она имела пять мужей, и тот, с кем она живет, не муж ей, она поняла, что перед ней сердцеведец, пророк.
И когда Господь дальше с ней говорил о поклонении Отцу Небесному, о том, как надо кланяться в духе и истине, потому что Бог есть дух, когда она услышала, что Он — Тот Мессия, Которого ждет богоизбранный народ, она глубоко в своем сердце каялась, наполняла свою душу водой премудрости.
Когда она обильно напилась этой водой, она побежала в город Сихарь и рассказала жителям о Христе Господе. То есть, она напилась живой воды и свидетельствовала им о том, что Мессия, Христос пришел к ним. И они пришли ко Христу Господу, просили Его остаться с Ним, и он остался с ними еще два дня. И они также, слушая Его, наполняли души водой живой, водой премудрости, водой, которая, напоевая нашу душу, дарует нам полноту жизни, и мы не чувствуем жажды.
Когда мы каемся как самарянка, помня, что Господь видит все в нашем сердце, мы напояем нашу душу водой премудрости и чувствуем, как она, эта благодать, вода премудрости, дарует нам вечную жизнь, дарует нашему сердцу радость о жизни во Христе Господе среди всяких наших испытаний и трудностей.
И мы должны всегда это помнить: если мы напояем нашу душу водой живой, то есть, помним, что Господь видит наше сердце, каемся в нашем грехе, — это действительно напояет нашу душу благодатью и мы живем вечной жизнью.
Мы также слышали в сегодняшнем апостольском чтении, как после убиения апостола Стефана было гонение на Иерусалимскую церковь. Когда верующие пришли в Антиохию и начали говорить о Христе Господе, много иудеев и эллинов начали слушать и принимать это свидетельство. Почему? – Потому что они действительно наполнили свои души благодатью Божией, водой премудрости.
И когда пришел ап. Варнава в Антиохию, он видел, как благодатно эти язычники принимают слово Божие и живут им. Он пошел к ап. Павлу и позвал его на помощь, чтобы давать живую воду людям. И они в Антиохии так много проповедовали и так много обратили людей ко Христу Господу, что этот город стал одним из самых важных центров Древней Церкви. Там впервые верующие во Христа начали называться христианами.
И это все благодаря воде премудрости, которая помогает нам славить Бога истинным образом, — духом и истиной. Господь, Который есть любовь, хочет очистить наше сердце, и когда мы помним, что Он видит его, наполняется наша душа живой водой, водой премудрости, и эта вода дарует нашему сердцу неизреченную возможность напоять свою душу благодатью и неизреченной радостью.
Также и во время обедницы после чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:
«Дух (есть) Бог: и и́же кла́няется Ему́, ду́хом и и́стиною досто́ит кла́нятися», — слышим мы слова Христа Господа в беседе с самарянкой и понимаем, как непросто было Господу проповедовать Евангелие, но как легко это было Ему делать, когда человек прислушивался к этому, когда чувствовал, что с в Нем Божья благодать, как самарянка это чувствовала.
Ведь самарянка была грешница, и могла и не услышать слово Господа. Но услышала, потому что каялась, потому что знала, что Господь видит ее грех. И она, как мы слышали в Евангелии, спрашивала у Господа, что такое живая вода и как ее обрести. И как правильно кланяться Господу и славить Его.
И когда она сказала Христу, что Мессию ждет богоизбранный народ, Он сказал: это Я, Кто с тобой разговаривает. И она глубоко в своем сердце почувствовала, как это велико, слышать Господа и напоять свою душу живой водой.
И она побежала в Сихарь, в свой город, и рассказала жителям этого города о своей беседе, о том, как Господь с ней говорил, как Он видел ее сердце и сказал ей, что она сделала. Она всем говорила, что Господь видит сердце, и поэтому свидетельствовала о том, как надо искать Господа.
Жители Сихаря пришли ко Господу Христу Спасу и услышали, как Он с ними общается, какова Его любовь, как их сердце наполняется благодатью, как сердце пьет эту живую воду.
И мы также знаем, что мы можем славить Господа только нашим сердцем, — ведь Господь нам напоминает, что Бог есть дух, и тот, кто кланяется Богу, должен кланяться в духе и истине. То есть, глубоко в нашем сердце мы должны стоять перед Господом, перед этой Истиной и славить Его.
Это поняли жители Сихаря и последовали тому, что Господь им сказал. А сама самарянка Фотиния, напояя свою душу живой водой, всегда хотела делиться этим и несла многим людям истину о жизни в Боге.
И она это совершала со своими детьми. Когда она была в Карфагене, Нерон воздвиг гонения на христиан, она пришла к нему со своими детьми. И хоть он не хотел слышать о Христе, она воспользовалась тем, что она осталась в Риме, и здесь многим помогла прийти ко Христу Господу и напиться живой воды. За это ее казнили, сняли с нее кожу, бросили в колодец, и детей после многих мучений убили также.
Но она свидетельствует, как душа, наполняясь благодатью Божией, славит Господа в духе и истине. Также и наше сердце, наполняясь благодатью Божией, все больше и больше должно жить этим, прославлять Господа, кланяться Ему в духе и истине, каяться, очищаться и пребывать в духе и истине.
Потому что кланяться Богу в духе и истине — это значит, очищать свое сердце, чтобы оно следовало закону Божию и питалось живой водой. Это есть кланяться Господу в духе и истине. Если мы не исправляемся, мы земные. Но когда мы прилагаем усилия, чтобы исправить свою жизнь, направить ее по заповедям Божиим, по Евангелию, мы начинаем славить Бога в духе и истине.