Неделя о мытаре и фарисее на Свято-Амвросиевском приходе в Милане

В воскресенье 13 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, настоятель Свято-Амвросиевского прихода в Милане архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию и молебен в храме св. пвмчц. равноап. Феклы в Чинизелло-Бальзамо. После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Всяк возносяйся смирится, и смиряяй себе вознесется», — эта притча о мытаре и фарисее, которую Христос Господь говорит Своим слушателям, ученикам, учит нас тому, что в наших душах тоже есть эти два человека, ветхий и новый. Ветхий фарисей хочет хвалиться, хочет возвыситься, хочет быть славным, известным, чтобы его все хвалили. Но есть также в сердце верующих людей новый человек, который смиряется, который ищет только прощения у Бога, как этот мытарь, словами «Боже, милостив буди мне, грешному!».

И хочет смириться, потому что чувствует, как грешен он перед Богом, как он не следует тому, что Господь велит, как он недостоин благодати Божьей. И поэтому Господь, оканчивая эту притчу, говорит эти слова: кто возносится, будет унижен, а кто унижает себя, смиряет себя, — возвысится.

И мы это понимаем, потому что знаем очень хорошо, что когда хочется прославиться, — как все это тщетно, как это безблагодатно! Когда мы хвалимся, как этот фарисей: Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как те неправедные, прелюбодеи, или как этот мытарь. Какую наше сердце чувствует пустоту!

Но также мы знаем, когда мы смиряемся, когда наше сердце наполняется покаянием и прошением Бога простить нас, как благодать наполняет наши сердца, возвышает нас! Именно в этом эти слова, — «Всяк возносяйся смирится, и смиряяй себе вознесется». И мы, готовясь к Великому посту, должны видеть эти два человека в наших душах и перебороть фарисейскую гордость, и обрести мытарево смирение.

Мы также слышали, как ап. Павел говорит своему ученику Тимофею в сегодняшем апостольском чтении: ты последовал за мной в проповеди, в житии, в вере, в великодушии, в любви, в терпении. Именно это – смирение. Потому что когда мы стараемся жить так, как Богу угодно, то наше сердце наполняется благодатью. И дальше апостол Павел говорит ему, что всяк, кто хочет жить благочестно, будет гоним, потому что возрастают злые во зле. Но ты, — говорит он ему, — помни, чему ты научен, и, прежде всего, Священному Писанию, которое вразумляет тебя.

И мы должны все больше постигать это учение Евангелия о том, как становиться смиренным и кротким человеком. Как много в себе надо перебороть, — желание быть известным и славным, понятным и возвеличенным. И как много надо в себе увидеть свои немощи и всегда просить вместе с мытарем: Боже, милостив буди мне, грешному!

В этом вся Четыредесятница. Поэтому мы начинаем к ней подготовку именно с этой притчи, чтобы понять, что надо перебороть в себе гордого человека, возвышающегося, который должен смириться, и стать человеком смиряющим себя, которого Господь возносит Своей милостью, даруя ему неизреченное состояние радости и благодати.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *