15 февраля Православная церковь празднует великий двунадесятый праздник Сретения Господня. В этот день на нашем приходе служилась Божественная литургия, по окончании которой был совершен чин освящения воды и свечек.
В праздничном евангельском чтении зачитывался фрагмент о встрече св. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны с Богомладенцем и Его Пречистой Матерью:
«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, __ принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 7: 22-40).
По окончании евангельского чтения о. Амвросий произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Яко видеста очи мои спасение Твое, Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля, — говорит святой Симеон Богоприимец, держа в своих объятиях Богомладенца Христа Господа.
Святой праведный Симеон – это человек, который в своем сердце получил откровение Божие о том, что он увидит Спасителя мира. Хотя он был уже в возрасте и стар, ждал смерти, Дух Святой ему возвестил, что он увидит родившегося от Пречистой Девы Марии сына Божия.
Симеон Богоприимец глубоко в своем сердце воспринял эту весть от Господа и жил этим откровением. Его сердце наполнялось радостью о том, что он встретит Господа, о том, что его очи увидят Того, о Ком пророки возвещали израильскому богоизбранному народу.
Он глубоко в сердце переживал это откровение и насыщался радостью пророчества о том, что он встретится с Господом, Самим Господом, Который придет в этот мир, чтобы его спасти, с Господом, который придет к человеку, чтобы жить, обитать с ним. Придет к человеку, чтобы он не погиб, а имел жизнь вечную. Он принесет людям в их сердца надежду и утверждение в вечной жизни.
Это Симеон Богоприимец глубоко в своем сердце переживал и готовился к этой встрече. Его сердце наполнялось предчувствием необычности этой встречи, хотя по-человечески он не мог понять какова эта встреча будет. Он, естественно, каялся, исправлялся в своем сердце, очищался, хотел быть готовым к этой неизреченной встрече, и Господь его вел к тому, чтобы его сердце увидело Господа, не только величественного, всемогущего, вездесущего, а чтобы его сердце видело любовь Божию, неизреченное милосердие, всеблагость Господа.
Бог вел сердце праведного Симеона к этой встрече, наполнял его правдой Божьей и любовью, для того, чтобы его очи увидели, а Кто же Господь, Который приходит к человеку, каков Он.
И, послушный воле Божьей, Богоприимец Симеон всматривался в это откровение Божье. Естественно, он своим умом не мог понять этой тайны, он не мог понять, как может родить Дева Младенца. Он не мог понять, какова эта встреча будет, но он знал, что Всемогущий и Милосердный Господь придет на землю, и он с Ним встретится. Сердце Симеона, которое трепетало перед этой встречей, очищаясь и готовясь ко встрече со своим Господом, было проникнуто этой неизреченностью, неведомым явлением – пришествием Господним.
И когда Симеон Праведный, водимый Духом Святым пришел в храм, когда Дева Мария Богородица и святой праведный Иосиф Обручник принесли в сороковый день в храм Богомладенца Иисуса, чтобы совершить над ним обряд, который требовался по закону Господню для первенцев, Дух Святой ведет Симеона к этой встрече с Богом. Симеон не знал, как он встретит Господа, но он знал, что Дух Святой его приведет к этой встрече.
И когда Богоприимец Симеон увидел Спасителя Христа Господа, взял на свои руки, в свои объятия Самого Господа, он неизреченно увидел в этом немощном Младенце божественном Мессию. Он видел, как Господь Творец умалился для того, чтобы соединиться с человеком, для его же спасения. Он увидел тайну любви Божией к человеку, как Господь жертвует Собой уже в боговоплощении. Он держал Богомладенца и понимал, как неизреченна эта любовь, как Господь все делал для того, чтобы спасти человека.
Но Богоприимец Симеон также видел, держа на своих руках Богомладенца, как страшен грех, как он воюет против Бога, против спасения человека. Он увидел, как этот грех будет воевать против Самого Господа и распнет Его. И говорит он Деве Марии, Богоматери Христа Господа: оружие пройдет Твое сердце этим страданием Твоего Сына, Бога нашего.
Но он видел не только это страдание Христа Господа, но видел, как это страдание подымет многих ко спасению, а также как многие ожесточатся перед Господом. На восстание и на падение многих пришел Господь, — пророчествует Богоприимец Симеон, смотря на Богомладенца, на эту любовь божественную, на то, как она неизреченно спасает человека, как эта любовь зовет человека, чтобы преодолеть грех, как эта любовь ждет встречи человека со своим Творцом, как эта божественная любовь все делает, чтобы человек встретился с Богом, чтобы он пришел в единство с Ним.
Симеон Богоприимец, держа Богомладенца, видит, как Господь благословляет сердца кающихся людей, потому что они приходят так же, как он, в сретение с Господом, они видят, как Господь их любит. Он видит, что Господь пришел на эту землю, чтобы спасти человека от греха, от смерти, от проклятия, от падения, от преступления Заповедей Божьих. Пришел Христос Господь для того, чтобы дать человеку вечную жизнь, жизнь с Самим Богом.
Симеон Богоприимец, встретившийся с Богомладенцем, насыщается этой встречей, созерцая эту неизреченную жертву Самого Творца для Своего творения. Он входит в эту любовь Божию, держа Богомладенца и славя Его. Благодаря за благословение и печалясь тем, что многие отпадут, не увидят эту любовь Божию, не смогут встретиться с Господом, насытиться этой любовью.
Симеон Богоприимец, держа сегодня Богомладенца в своих объятиях, зовет нас, дорогие братья и сестры, к этой встрече, зовет наши души, чтобы они очистились от своего жестокосердия, которое становится препятствием для этой встречи. Он зовет наши сердца наполниться любовью, наполниться покаянием, наполниться желанием преодолеть себя, все то, что тянет нас к исполнению нашей воли. Отвергнуть ее он зовет нас, чтобы встретиться с Господом, чтобы также наши сердца держали Бога, Который пришел спасти наши души.
Он родился для того, чтобы насытить наши сердца этой встречей, этим единством с Ним, с Богомладенцем, Который лежит в объятиях праведного Симеона и взывает к нам, чтобы мы нашими сердцами Его приняли, чтобы наше сердце также хотело, как и сердце Симеона Богоприимца, встретиться с Ним, увидеть эту неизреченную любовь, насытиться ею, возрадоваться ей, отвергнуть навсегда грех, который влечет к печали, влечет к отчаянию.
Симеон Богоприимец нам напоминает, держа Богомладенца, что наши сердца также могут наполниться этой неизреченной радостью встречи с Господом. Он зовет наши сердца, чтобы они всегда стремились каяться в своих грехах, отвергать то, что желает наше испорченное сердце и желать того, что Богу угодно, потому что это насытит наше сердце, потому что богоугодное в нашем сердце держит Бога на своих руках.
К этому зовет Богоприимец Симеон нас, чтобы мы всегда стремились к этой встрече, чтобы никогда не забывали об этой встрече, о том, что она, эта встреча с Господом, есть. Мы для этой встречи созданы.
Господь пришел на эту землю, чтобы насытить нас этой неизреченной встречей Своей любви к нам, грешным, к нам, слабым, падающим в грех. Он хочет, чтобы наше сердце искало Его, желало этой встречи, отвергало грех и радовалось этой неизреченной встрече с Господом.