09 марта, в Неделю Торжества Православия, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия.
В евангельском чтении повествовалось о призвании Господом Иисусом Христом апостола Нафанаила:
«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви’! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1: 43-51). После чтения Евангелия архим. Амвросий (Макар) обратился к прихожанам со словами проповеди:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
От Назарета может ли что добро быти? Нафанаил говорит эти слова в ответ Филиппу, который говорит ему, что он нашел Иисуса, Сына Иосифова, Того, о Котором писали пророки, о Котором возвещали псалмы. О Мессии, Сыне Божием. Но Нафанаил, который искал Бога, искал правду, искал любовь в своем сердце и не находил в этом мире, спрашивает Филиппа: а как это может быть, от Назарета, в котором ничего доброго нет, как же может оттуда прийти Тот, Который спасет человека? Никак он не мог этого понять. Но Филипп, слыша это недоумение Нафанаила, ничего ему не говорит, только зовет его: идем, ты сам увидишь, что это Он. И Нафанаил с недоумением следует за Филиппом, веря ему, но недоумевая, как же может Тот, Который является Сыном Божиим, быть из Назарета. Он никак не мог понять, как же, он не находил там добра, в этом городе Назарете, и вот Тот, о Котором писали пророки, оттуда. Он идет, чтобы встретить Иисуса Сына Иосифа из Назарета, о Котором свидетельствует Филипп, но никак не может понять, а как это может быть.
И вот это его сердце, чистое, ищущее Бога и недоумевающее, встречает Сам Господь Сердцевидец, Который ему говорит: вот настоящий верующий израильтянин, который Бога ищет, у которого льсти нет, который искренен, который прям, не лжет. Он его видит и обращается к нему. Сердцевидец Господь, видя эту жажду Нафанаила найти Господа, обращается к нему. А Нафанаил не может понять, как Он знает его. Господь ему открывает, что Он его сердце видел, когда он был под смоковницей, когда он размышлял и молился о правде, об истине, о любви, о добре. Когда он, наверное, со слезами просил Бога, чтобы Он помог найти этот образ правды и любви.
И тогда Нафанаил услышал эти слова Господа Сердцевидца, исповедал Его Сыном Божиим, Царем Израиля. Потому что увидел Того, Кого он искал, нашел Того, Которого его сердце ждало. И Господь ему сказал: ты поверил, ты увидел это, потому что Я открыл тебе, потому что Я был с тобой под смоковницей, но больше увидишь, увидишь Сына Человеческого и ангелов, сходящих и восходящих с неба на Него.
Нам сегодня Евангелие говорит о том, как каждый человек, ища, находит и обретает саму правду, Самого Господа. Потому что Господь пришел на эту землю для того, чтобы в человеке обновить этот образ правды и любви. Он, этот Образ, как мы сегодня поем, неописуемое Слово Божие, становится описуемым через воплощение от Пресвятой Богородицы. Это Слово Неописуемое и описуемое в человеческом образе, мы говорим сегодня, «осквернившийся образ в древнее воображает». То есть Бог воплощается для того, чтобы осквернившийся грехом наш образ возвратить к тому образу, который был утрачен Адамом и Евой в раю, к тому образу послушания Богу, чистоты и верности Господу. И поэтому мы дальше сегодня поем: и словом и делом мы воображаем в нашей жизни этот образ.
Вот о чем говорил Господь Нафанаилу, ищущему этот образ. Ищущему человека, который живет по Закону Божию, который противостоит своим страстям, своим хотениям, ищущему этот образ, чистый, угодный Богу, Богом зданный.
Об этом образе сегодня Православная Церковь поет и воспевает этот образ, принесенный Христом Спасителем человеку. Нафанаил искал этот образ, который сияет жизнью Божьей, жизнью, которая отдает себя другому. Жизнью, которая любит, жизнью, которая ничего не ищет своего. Нафанаил нашел Христа Господа, Того, Кто этот образ действительно воображает, Кто преображает этот осквернившийся человеческий образ, обновляет, возрождает, дарует человеку чистоту жизни в Боге.
Апостол Филипп, который встретил Христа Господа, этот образ сразу увидел, и о нем он возвещал Нафанаилу. Но Нафанаил никак не мог понять, а как же среди людей, которые не имеют этого образа чистоты и любви, в Назарете, может быть этот чистейший образ. Но когда он увидел Христа Господа, обновляющего образ человеческий, он действительно глубоко в сердце восхищался, радовался и благодарил Бога, что Он видит Того, Кто обновляет образ, Кто помогает человеку изменить свой осквернившийся образ от эгоизма, от своеволия, от своих страстей и похотей.
Нафанаил, ища Бога, все время взывал к Нему: а кто же поможет человеку справиться с собой, как человеку помочь обрести этот чистый Божий образ в своем сердце? И когда он увидел Христа Бога, он прекрасно понял, что уже пришло время, когда осквернившийся образ человеческий обновляется, когда человек со Христом отвергает то, что вносит грех в его душу, обновляя свой древний, Богом данный образ чистоты и любви. Он видел, как Христос Господь несет каждому сердцу это обновление, эту силу преодолеть в себе себялюбие, преодолеть нелюбовь к ближнему, преодолеть нетерпение, зло, всякое коварство, которое так оскверняет и обезображивает человека, образ, ему Богом данный.
Христос Спаситель входит в каждую душу верующую и ищущую, как Нафанаил, Этот очищающий сердце Образ. И когда он встретился с Господом, воистину Нафанаил принял Его глубоко в свое сердце, потому что увидел Того, Кто поможет преодолеть грех, Кто в его сердце воистину исправит все, от ненависти к любви, от всякой нечистоты к чистоте, от своеволия к послушанию Богу, от злобы и злости к доброте и всякому благу в сердце. Это апостол Нафанаил не только увидел, но глубоко в своем сердце пережил, и к этому он нас зовет сегодня: встретиться с Господом таким же образом, как он, ищущим его образ, который изнемог от неправды, от нечистоты, от нелюбви, образ, который плачет и стонет от греха в своем сердце, образ, который хочет освободиться от этого тленного, разлагающего его сердце зла и греха.
Нафанаил сегодня нас зовет к этому, чтобы Господь, обновляющий образ нашего сердце, вошел в нашу душу, чтобы Он там жил, помог нам преодолеть всякое лукавство, всякое зло, всякие мысли нечистые и недобрые, всякое желание, которое удовлетворяет наш эгоизм. Все это Господь пришел нам помочь преодолеть, чтобы наше сердце действительно обновилось, вообразилось в того, Кого Нам дал сам Господь, Господа, очищающего наши души.
Пусть Нафанаил и апостол Филипп, которые приняли глубоко Господа в свое сердце, помогут нам искать также Господа, также желать этой правды, этой чистоты, любви, чтобы мы также услышали от Господа, что мы истинно верующие, в которых льсти нет. Об этом нам сегодня напоминает Господь, обращаясь к Нафанаилу. Он хочет увидеть этот поиск правды, чистоты и любви. Если мы будем искать, как Нафанаил, непременно мы встретимся с Господом, Он войдет в наше сердце, его изменит, укрепит, даст ему силу любви и верности своему Творцу.
Сегодня мы, празднуя праздник Торжества Православия, почитания святых икон, празднуем обновление этого образа в каждом человеке. Ведь икона Самого Господа, Христа Спасителя — это образ, обновляющий наши души. Иконы Пресвятой Богородицы, ангелов и всех святых – иконы, которые обновляют наши души, ведут к благодати, добру, любви, терпению, которые укрепляют наш дух искать правды и очищаться.
Пусть Господь, обновляющий образ, войдет в наши сердца, как в сердца Филиппа и Нафанаила, чтобы мы также увидели то, что они увидели — эту красоту образа Божьего, данного нам, который обогащается любовью, верностью, терпением, смирением и кротостью.
По окончании Божественной литургии архимандрит Амвросий произнес коленопреклоненную молитву о мире на Украине.
Затем был совершен праздничный молебен, по окончании которого состоялся крестный ход с иконами.
После крестного хода прихожане Свято-Амвросиевского прихода поздравили настоятеля архимандрита Амвросия (Макара) с праздником.