15 марта, в субботу 2-й седмицы Великого поста на Свято-Амвросиевском приходе были совершены Божественная литургия и панихида.
В дневном Евангелии повествовалось об исцелении Господом Иисусом Христом прокаженного: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им» (Мк. 1: 35-43). После чтения Евангелия архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Аще хощеши, можеши мя очистити. Говорит прокаженный, стоя на коленях перед Христом Спасителем, умоляя Его исцелить его от проказы. И Господь ему говорит: да, хощу. Очистися, говорит Господь ему, и касается его рукой. И отошла проказа от него, от прокаженного, который в молитве звал Господа прийти к нему, дать ему здравие, очистить его. Он знал, что Господь Сердцевидец, видя его покаяние, видя, как он свою жизнь старается изменить, даст ему просимое. Даст ему очищение от проказы и очищение сердца его. Он стоял на коленях и просил. Прокаженный действительно в глубине своего сердца искал Господа и, видя Его, Христа, проповедующего, изгоняющего бесов, исцеляющего недужных, пришел к Нему со своим кающимся сердцем.
И Господь, видит его сердце, видя его молитву, в которой он не только ничего не требует, но только просит и говорит, если ты хочеши, Господи, можешь меня очистить. Какая покаянная молитва! Потому что он знает свой грех. Знает, что он недостоин очищения по своим грехам. Прокаженный нас учит, дорогие братья и сестры, истинной молитве, которая очищает наше сердце. Ведь молитва должна быть сопряжена с покаянием. И когда мы каемся, когда помним свой грех, то мы просим Господа из глубины своей души, прежде всего, простить нас и подать нам в покаянии изменение нашей жизни. И тогда просим о наших нуждах.
Этому нас учит сегодня исцеленный прокаженный – истинной молитве, которая не требует от Бога того, что нам хочется, а просит у Господа, прежде всего, милости. Просит, прежде всего, прощения. Молитва кающегося грешника — это молитва, которая делает человека перед Богом воистину чувствующим себя отступившим от своего Творца. К этой молитве нас сегодня зовет Церковь. Зовет совершать ее из глубины сердца, каяться прежде всего, изменять свою жизнь, угождать Богу, делать все то, что Господни заповеди нам велят, искать воли Божьей. А затем просить о наших нуждах. И тогда Господь нам скажет: да, хочу, очистися. Получи то, что ты просишь. Это действительно молитва покаяния преклоняет небеса к нашему сердцу. Сам Господь сходит с небес к сердцу, которое в покаянии, в слезах не только Его ждет, но умоляет о прощении своих грехов. Сердце, которое глубоко понимает в себе, что преступило Заповеди Божии. Сердце, которое жило по своей воле, сердце, которое искало своего, удовлетворения своих хотений, своих страстей. Это человеческое сердце в покаянии действительно получает милость Божию. Таковыми должны быть наши сердца, которые чаще всего творят свою волю. Мы часто забываем о том, что Господь нам велит, и совершаем то, к чему зовут нас наши страсти, наша гордость, наши хотения, и исполняем их, совершенно забывая о том, что мы гневим Бога, отступаем от Его заповедей. И поэтому очищенный, оздоровившийся прокаженный обращается к нашему сердцу, чтобы оно не прежде всего обращалось к Богу со своими нуждами, но перед всем этим чтобы оно каялось, исправляло свою жизнь. Об этом нам сегодня говорит прокаженный, который увидел свой грех, который понимал, что он прогневил Бога, что он отверг Его, что он совершил неугодное Богу, совершил то, что ему хотелось. В покаянии своего сердца он стоит на коленях перед Христом Господом и просто говорит: Господи, если Ты хочешь, можешь очистить меня, если я снискал милосердие Твое.
Об этом говорит молитва эта, дорогие братья и сестры, как мы обращаемся к Богу, насколько мы чувствуем себя недостойными этого обращения из-за своих грехов, из-за своего своеволия, из-за своего эгоизма, который делает все то, что неугодно Богу, из-за которого и мысли, и слова, и желания наши действительно наполняются нашей волей, которая противостоит воли Божьей. И наше сердце, если оно не кается, как оно обратится к Богу, в какой молитве? Черствым сердцем какую молитву мы совершаем? Об этом нам сегодня Церковь говорит: каким сердцем мы совершаем нашу молитву, сердцем кающимся, или сердцем черствым, которое не чувствует своей вины, требует и ропщет на Бога? И такое сердце обращается к Нему, забывая о том, что Господь милосерд, долготерпелив, но Он ждет нашего покаяния, а не черствости нашего сердца, гордого и тщеславного.
Очистившийся прокаженный нам напоминает, дорогие братья и сестры, что наше сердце может очиститься, может от этой проказы греха избавиться, но только тогда, когда мы каемся, когда оно видит свои преступления перед Законом Божьим. Сердце, которое плачет перед Богом и не требует ничего, а только говорит: Господи, если Ты хочешь, видишь мое покаяние, можешь меня очистить, потому что мое сердце ждет Тебя и надеется на Твою милость.
Тогда Господь приходит к такому сердцу, очищает его, дарует Себя ему. Это таинство может совершиться только в сердце, которое осознает глубину своих падений, своеволия, себялюбия, недовольство. Сколько этого нераскаянного в нем, сколько ждет своего покаяния! Как наше сердце истомилось в ожидании Господа! Но черствость не дает ему открыться, воззвать к Нему: аще хощеши, можешь очистить меня.
Эта покаянная молитва должна сопровождать нас всю нашу жизнь, потому что много входит в наше сердце того, что должно быть искоренено, и надо просить Господа, чтобы Он снял эту проказу греха, который довлеет над нашим сердцем. Будем уподобляться прокаженному, который осознал, что неугоден Богу, что он грешник, что он творит волю свою, он осознал, что он прогневил Бога, и даже не может к нему обратиться: Боже, очисти меня, потому что он знает свой грех и говорит: Боже, Ты видишь мое покаяние, если хочешь, можешь меня очистить.
Но как надо сокрушить свое сердце, сколько надо покаяться, чтобы оно заплакало перед Господом и не требовало от Него того, что ему хочется, а плакало о своих грехах. И тогда Господь, видя это сокрушенное сердце, скажет: да, хочу, очистись, да, слышу тебя и даю тебе просимое тобой. Но только если это сердце, которое стоит на коленях перед Господом и плачет о своих грехах. К этому нас зовет Церковь: сокрушиться сердцем, чувствовать свою вину перед Господом, очищать его своими слезами, чтобы Господь пришел и коснулся его.
Ведь каждый из нас хочет, чтобы Господь коснулся нашего сердца, и чтобы проказа греха спала от него. Но зависит от нас, стоит ли наше сердце перед Господом, на коленях, с плачем, в слезах. Пусть нам Бог поможет это сокрушенное сердце обрести, оно является самой большой радостью, потому что Господь к нему приходит и отнимает эту проказу греха, отнимает то, что его связывает и влечет ко греху, и дает ему чистоту славить своего Господа, жить в Нем, радоваться с Ним, благодарить Его нести свет этому миру, насыщаясь этим светом. К этому Господь нас сегодня зовет очищением прокаженного, напоминая, что Он хочет войти в наше сердце, Он хочет быть в нем. Но если оно черствое, оно не кается, оно не зовет Его, оно не меняется, Господь взывает к нему: откройся, осознай свой грех, поплачь о нем, об этом преступлении Закона Божьего, и Господь войдет в него и очистит его.