16 марта, в Неделю 2-ю Великого Поста, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная Литургия.
Во время богослужения настоятель архимандрит Амвросий (Макар) сугубо молился о мире на Украине, коленопреклоненная молитва была прочитана также по окончании службы.
Евангелие дня повествовало о чуде исцеления расслабленного: «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк. 2: 1-12).
После чтения Евангелия настоятель архимандрит Амвросий (Макар) обратился к прихожанам со словами проповеди:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Восстани, возьми одр твой и иди в дом твой, — велит Господь Христос Спаситель расслабленному, который лежит перед Ним на постели. Эти слова Христа Спасителя подымают расслабленного, он встает, берет одр свой и идет пред всеми людьми, ходит, показывая, как Господь милостив, как Господь прощает грехи и восстанавливает человека. В этом весь смысл, дорогие братья и сестры, прихода Христа Спасителя в этот мир. Обновить человека, восставить, поднять его. Это образ поднятия наших душ, парализованных нашим грехом. Наши души, наполняясь всякими грешными мыслями, чувствами, желаниями, словами и действиями, парализуют наше сердце. Оно не может подняться, оно лежит расслабленным под грехом, потому что грех овладел нашей душой, и наша душа не может двигаться, она терпит эту болезнь под грехами и ждет освобождения от них. Ждет, когда Господь ее подымет, когда Он войдет к нам и скажет: прощаются тебе грехи твои, восстани, возьми одр твой и ходи.
Это значит, дорогие братья и сестры, что Господь приходит в нашу душу через наше покаяние, через нашу веру, которая ищет Его, ждет Его. Через веру, которая хочет отвергнуть это состояние немощи и расслабленности нашей души. Господь ищет нашу расслабленную душу. Он хочет ее восстановить, и поэтому ждет, когда мы придем к Нему. Когда наша вера будет двигать нас к Тому, Кто освобождает человека от греха, от того, что грех делает в душах человеческих, от этой воистину расслабленности, связанности грехом, от этого состояния, когда человек в своей немощи не может вырваться из объятий греха.
Исцеленный расслабленный нас зовет, дорогие братья и сестры, верой двигаться ко Господу, как он это сделал. Ведь он не мог ходить и просил четырех человек, чтобы его постель перенесли ко Христу Господу, и даже когда не было возможности войти в дом ко Господу из-за множества народа, которое собралось слушать Христа, эти четыре человека поднялись на крышу и оттуда спустили одр с лежащим расслабленным на нем. Это вера расслабленного совершила это, потому что двигала этого расслабленного ко Господу, исцеляющему грехи человеческие. И Господь, как говорит Евангелие, видя веру их, говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои. Это та вера, которая принесла расслабленного к стопам Господа.
Расслабленный лежал у ног Спасителя, молясь, благодаря Бога, что он лежит перед Ним, ждал Господнего благословения и прощения грехов. И хотя книжники и фарисеи не верили в то, что Господь прощает грехи и восстанавливает человека, Христос Спаситель обращается к ним и говорит: если вы не верите словам, то поверьте делу, которое совершится перед вами. И говорит им: что лучше, сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: восстани, возьми одр свой и ходи? И говорит Господь расслабленному, для того, чтобы поверили, что Сын Человеческий послан это делать: восстани, возьми одр свой и ходи.
Эти слова подняли расслабленного, дали ему здравие, восстановили его через прощение грехов. Это самое главное в жизни человека, услышать от Господа: прощаются тебе грехи твои. Ибо это восстанавливает человека, это дает ему новую жизнь. И к этому движет нас наша вера, которая должна возрастать в нашем сердце, должна укрепляться. Должна иметь такую силу, которая приведет нас ко Христу. С раскаянием и сокрушением сердца мы станем перед Тем, Кто восстанавливает человека, возрождает, дает ему новую жизнь, жизнь без греха. Об этом нам сегодня Евангелие говорит, об этой вере, которая должна двигать ко Христу Господу нашу расслабленную душу, чтобы Он ее исцелил, чтобы Он, видя наше раскаяние, наше сожаление о том, что мы согрешили, нас благословил, простил наши грехи. Чтобы даровал Он нам силы взять свой одр и ходить, то есть стать новыми людьми, противостоящими греху, теми, которые не лежат расслабленные на постели, которые живут о Господе, славят Его, которые ходят по заповедям Божиим, исполняя волю Божию.
К этому нас зовет исцелившийся расслабленный, чтобы и наша вера была такой же крепкой, чтобы Господь увидел, что мы пришли к Нему, что наша вера принесла нашу душу к Его стопам, и мы лежим расслабленные у Его ног, с раскаянным сердцем.
Этот образ, дорогие братья и сестры, самый величайший и важный для нас, лежать перед Господом в покаянии о наших грехах, понимая, что Он, Сам Христос Господь, может освободить нас от них, дать нам свободу жить по Его заповедям, все совершать угодное перед Ним.
Но мы должны укрепиться в нашей вере, которая приводит к этому покаянию. И Господь, видя это раскаяние нашего сердца, скажет и нам: восстани, возьми одр твой и иди в дом твой, освобождаешься ты от твоих грехов, прощаются тебе грехи твои, дается тебе новая жизнь, и ты можешь снова, совершая Заповеди Божии, быть угодным Господу.
Расслабленный, исцеленный Господом, зовет нас к тому, чтобы мы не лежали в своей расслабленности, в унынии, в отчаянии, в сомнениях, а чтобы мы верой крепкой двигались к Господу, Который преодолеет наши немощи, Который скажет нам: восстани, возьми одр твой и иди в дом твой, Который поможет нам овладеть нашим сердцем, отвергнуть всякие сомнения, отчаяние, печали, поможет нам ходить в правде Божией и в заповедях Господних.
К этому нас зовет сегодня Господь, исцеляя расслабленного. Он зовет нас не оставаться в наших прегрешениях, Он зовет прийти к Нему, чтобы Он, Сердцеведец, видел наше желание отвергнуть грех, отвергнуть то, что разрушает нашу жизнь, исцелить нас, исцелить всякую скорбь, всякое нетерпение, всякую злость, которые воистину парализуют наши души. Как часто они нас держат, не отпускают, вселяют отчаяние и сомнения. Сегодня Господь зовет наши души, чтобы мы пришли к Нему, чтобы Он нас поднял.
Но мы можем прийти к Нему, как расслабленный, только с помощью нашей веры, веря, что Господь Христос Спаситель для того пришел на эту землю, чтобы нас поднять, исцелить нашу душу, поддержать ее, вместо отчаяния дать надежду, вместо сомнений – веру, вместо эгоизма нашего дать нам любовь, чтобы радовалось сердце наше этой надежде, этой вере, этой любви, которые дают человеку ходить, преодолев расслабленность греха.
Пусть Господь всем нам поможет верою крепкою нашей быть у ног Господа, лежать нам с нашими грехами, с нашей расслабленностью там, у Его стоп, с желанием, чтобы Господь вошел в наше сердце и сказал ему: прощаются тебе грехи твои, всстани, возьми одр твой и иди в дом твой.
Этого мы должны желать, об этом должны просить Господа, должны все делать, чтобы быть у Его ног с нашими грехами, ибо Он один может освободить нас. К этому нас Церковь зовет в эти дни Великого поста, святого поприща этого, чтобы мы все больше приходили верою нашей к Господу со своими грехами и пребывали у Его стоп, чтобы Он исцелял нашу душу, чтобы Он ее поднимал, восстанавливал, возрождал. К этому мы призваны, этого ждет Господь, и наша душа, расслабленная грехом, парализованная нашими грехами, она ждет, когда Господь ей, нашей душе, скажет: прощаются тебе грехи твои, возьми одр твой и ходи.