В сегодняшнем Евангелии Господь поставил особый акцент: что тебе, если ты даже весь мир приобретешь, а душе своей повредишь? Мы должны помнить, что искушение желаний этого мира очень большое. Если погубишь свою душу Мене ради и ради Евангелия – спасешься. Как нам приобрести силу отвергнуть себя? Это принцип христианства. Почему мир страждет? Отнюдь не отвергает себя, не хочет смиряться. Что значит нести крест? – Смиряюсь, спокойно все переношу, с благодарностью Богу, с радостью. Христианин знает, что Бог каждому человеку дает каждую минуту наилучшее в жизни. Мучеников убивают, и для них это – нормальная жизнь в Боге. Более того, это для них наилучшее, что может Господь послать человеку. Поэтому что есть сокровище церкви? – Мученики. Кто христианизировал мир? – Мученики.
Надо быть христианином. Нельзя взять крест на себя, не отвергнув себя. Если мы себя не отвергнем, будем крест отвергать. Если себя отвергли, возьмете крест, если себя не отвергли – крест отвергнем. Отвергнуть себя – значит отвергнуть то, что хочется, сладкое, грешное. Арифметика простая. Почему отвергаю себя? – чтобы нести крест. Почему не отвергаю себя? – чтобы крест не нести.
Сладко осудить брата или сестру во Христе? Почему мы не отвергаем своих желаний? – Почему не боимся, что можем отвергнуть крест? О чем речь идет: возьми крест? — Бороться с тем, что хочется, а неугодно Богу, и принять то, что не хочется, а угодно Богу. Что такое рассуждение над тем, чего нельзя и чего хочется? – Это просто искушение. А мир говорит: это же требование природы!
Нельзя раздваиваться, как мы это часто делаем, когда внутри кричит эгоизм: можно себя отвергнуть, но не полностью же! Когда мы раздвоились, как нести крест? Крест не хочется нести. Сколько ропота в этом мире! Почему ропщет человек? – Отверг крест, потому что не отверг себя. Кто ропщет? – Тот, кто хочет своего. Смиренный может роптать? – Он по смиренной своей природе этого не может делать. Он делает все противоположное гордому и говорит: Господи, слава Тебе за все! А гордому все дай, – ему все не нравится.
Это центральный вопрос духовной жизни: отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Насколько мы отвергаем свое и принимаем Божье. Это существо христианства: преодолеть себя и совершить волю Божию. Насколько мы отвергаем себя, настолько Евангелие совершается в нашей жизни. Если мы отвергли себя, мы любой крест понесем, а если себя не отвергли – самый маленький не понесем. И невозможно вообще никакого креста нести, если себя не отвергнуть, потому что наш эгоизм не только не хочет нести крест, а на всех накладывает кресты и всем хочет дать непосильные кресты.
Что такое осуждение? Почему мы осуждаем? – Не от любви. От эгоизма, который не только не хочет нести крест, а возложить такой хороший крест, даже на брата или сестру во Христе, чтобы они поняли все свои грехи и прегрешения и запомнили на всю жизнь, что им надо делать. Какое это сладкое желание! А смиренный даже и не заметит, что ближний что-то не то делает. Поэтому смиренный думает, как помочь ближнему, а гордый кричит: какой гордый ближний, какой непослушный, своевольный, надо ему указать, как жить, спасти его от его грехов!
Потому что если нет веры, нет существа христианства. Что значит осудить ближнего? – Исполнить свою волю. Отнюдь не отвергнуть. Как мы противостоим заповеди Христа! А о кресте, который надо нести, и в помине не помним. Кто такой ближний, как его любить? – Это наш маленький, легкий крест, о котором говорит Господь: носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов.
Все существо нашей духовной жизни в этом: насколько мы противостоим своей воле. Насколько противостоим своей воле, настолько совершаем волю Божию. Или одно, или другое. Наша воля и Божья воля разные. Бог хочет дать нам крест, а нам хочется без креста. Без этого наш эгоизм не буде преодолен. Пока мы не будем запрещать себе то, что нам хочется, неугодное Богу, мы ни к чему не придем.
Сказал Господь: отвергни себя. То, что ты хочешь, надо перебороть. А то, чего ты не хочешь, надо принять. Кто такой христианин? Он все время всю свою жизнь противостоит себе. И как он противостоит? Видит, как грех, зло искусно, тонко работают над нашим сознанием, нашим сердцем. Христианин видит всю эту тонкость, потому что покаянием это все увидел и вывел все это на свет Божий, его совесть чиста. Грешное наше существо, старый человек в нас говорит: ты отбросишь самое сладкое, с чем же ты останешься? – Вот как тонко работает грех. Но христианин очищает свое сердце.
Счастлив ли тот, у ног которого весь мир, а вечной жизни нет? Очищать сердце надо больше, чем делать другое дело. Потому что другое дело временно, и что бы мы ни делали временного, оно все проходит, оно все пустое. А все, что мы делаем вечное, наполняет нашу душу, никогда не пропадет.
Бывает, вы что-то совершаете в духовной жизни, вам трудно, вы расстроены, вам все не нравится, вам ничего не надо, вы отчаиваетесь, впадаете в печаль, и что бы у вас ни было, вам оно ни к чему. Что-то временное вы обретаете, вы радуетесь временно. А когда вы отчаялись и преодолеваете это отчаяние с Богом, через покаяние, (без Бога это состояние преодолеть нельзя, оно просто откладывается, не акцентируется, а остается, к тому же отчаяние – это ужасное, тягостное состояние), когда с Божьей помощью вы это преодолели, увидели, что можно все исправить, я хочу сказать о ценности этого преодоления отчаяния. И скажем, вы дом построили, или что-то ценное приобрели, что-то особенное. Есть хоть какое-то сравнение двух состояний? Дом и преодоление отчаяния?
Это нельзя сравнить. Когда мы преодолели отчаяние, у нас появились небесные обители. Как Сам Господь сказал Своим ученикам: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (Ин. 14: 2). Таким образом, преодолеть отчаяние — это обрести дом на небесах. И какие это обители! Нам напоминает апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1-е Кор. 2: 9). Поэтому христианин даже не может представить себе, что Господь ему уготовал в будущем веке. Если мы столько усилий прилагаем для временной радости, насколько больше мы должны трудиться для обретения вечной радости! Преодолев отчаяние, какой мы дар обрели! То, что не проходит, самое ценное. И вот дом, который вы приобрели, и обители небесные, могут идти в какое-то сравнение? Почему же мы над обретением дома столько работаем? Господь так дал: шесть дней на это, и какой ценный седьмой день, данный для обретения небесного!
Если у вас есть обители на небесах, вы же не можете осудить ближнего. Ибо смиренный и кроткий всякого человека, каким бы он ни был, принимает, он же и врагов любит. Поэтому он будет помогать ближнему, чтобы и он тоже обрел вечные обители.
Вот в чем суть вопроса отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Христом. Обители небесные – это то, что Господь дает, когда мы отвергнем себя. А если мы хотим земные обители, которые привязывают нас к земле, как Господь нам даст небесные? Почему Он не может их нам дать? Потому что у нас земное стало на место небесного. Почему безбожник обретает все больше и больше земного? Потому что в этом он видит вечность. Не думает, что завтра ему это не надо будет. Безбожник в этом мире даже если вспомнит о смерти, от страха этого уходит, и если кто-то напоминает о смерти, это ему неприятно, и в обществе секулярном это даже некультурно. А христианин каждую минуту помнит о смерти своей. Святые отцы говорят: будешь помнить свой последний день – никогда не согрешишь. А безбожника это расстраивает, ему сладко жить временным, как вечным.
Безбожник не может выбраться из тупика и говорит: сколько ни проживу, но проживу уже так, как в вечности. Он хочет, чтобы эта жизнь вечно продолжалась. Если безбожник даже думает, что все материальное, видимое через какое-то время исчезнет, он в своем сердце все равно будет говорить: это все то, что у меня есть, для чего я и живу. Хоть безбожник не верит в вечную жизнь, он живет этим, отвергает просто теоретически, что Бога нет, нет духовного мира, но внутри, в сердце, не только не отвергает это, а хотел бы, чтобы все материальное было вечным. Безбожник говорит: наука все материальное сделает вечным. Человек будет жить 1000 лет и больше.
Отвергнись себе – это значит жить вечной жизнью. Потому что как можно отвергнуть себя в мире сем? Светскому неверующему человеку скажите: для чего тебе твои желания, выбрось их! Он, конечно, обидится на вас. Скажет, бесцельная тогда будет жизнь. Отвергнуть себя и жить вечной жизнью — это существо христианина, особенно важно об этом помнить в современном безбожном мире, в котором у человека в голове все перевернулось, и он живет своим обманом. Христианин живет в реальности. Почему христианин отвергает себя? — Чтобы не жить в этом обмане. Что есть наши неугодные Богу желания? — Чистейший обман. Поэтому Господь говорит: отвергни обман, не желай того, что тебе хочется, потому что ты отвергнешь истину. Что Богу угодно? – Терпеть ближнего. А чего не хочется? – Именно этого. Что надо отвергнуть? – Свои нетерпения. Что значит возьми крест свой? – Терпи ближнего. Люби врага. А брата и сестру во Христе – тем более, ибо Господь сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34-35).
Отвергнуть себя – значит отвергнуть ложь, отвергнуть то, чего нет. Что есть наша воля и что есть воля Божья? Воля Божья – истина, наша воля, не согласная с Божьей волей – ложь, не истина, потому что мы без Бога не можем желать истины. Слишком маленький ум и сердце. Если христианин видит свое черствое сердце – он вооружается против греха в нем и борется с ним в своем сердце. Вооружается любовью Божьей, смирением, терпением, кротостью.
Смиренного невозможно преодолеть. Смирение нельзя преодолеть, потому что оно божественное. Почему христианин может подставить левую щеку? – Потому что, сколько бы его ни били, это ложь. Чтобы обрести это смирение, надо приложить усилия и не верить лжи.
Для христианина обида – самый легкий крест, даже незаметный. Более того, у смиренного крест всегда легкий, потому что он со Христом. А если мы хотим сами нести крест, это ложь, без Христа мы крест не понесем. Отвергни себе, возьми крест свой и следуй за Христом – это единственная истина. А самая большая ложь – не отвергай себя, не бери крест и не следуй за Христом. Надо работать над собой, чтобы преодолеть эту ложь. Все наши желания, все, что мы хотим по своему представлению, без Бога и, тем более, неугодное Ему — все ложь. Что есть истина в этом отношении? – Обители небесные. А все не небесные обители – ложны. Как ни устраивайся в этом мире – без небесных обителей это ложь. А если есть небесные обители – все, что происходит с верующим человеком здесь, на земле, — оно в истине. Почему мы можем перенести обиду? Если у меня вечные обители, какая мне разница, какие трудности у меня? Апостол Павел прямо сказал: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1: 21-23). Если есть небесные обители, хочется там быть.
Если есть смирение, обители есть, если нет смирения – обителей нет. Если вы думали, что они есть – их в действительности нет. Смиренный не говорит, что у него есть обители, а говорит: Господи, помоги мне их обрести, такому неугодному Тебе. Что такое смирение? – Небесные обители. Смирение хочет быть в этих обителях. Кто такой святой? Полностью отверг себя, свою гордость, и пребывает на небе. А если мы не отвергли себя, как мы можем на небо попасть? На небе тот, кто себя отверг, а кто не отверг — находится на земле. Если мы не отвергаем себя, прикрепляем себя к грешной земле. И никакой речи о небесных обителях не может идти, ибо если мы их ищем здесь, мы не ищем их на небе. Ибо Христос сказал: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24). Какие небесные обители, если обитель здесь, на земле?
Смиренный говорит: Господи, дай мне быть хоть немного рядом с Тобой, и ничего мне больше не надо.
Без веры, глубокого внутреннего созерцания этого блага, без любви нельзя обрести смирения. Мы не работаем над собой, позволяем лезть себе в голову всяким мыслям. Смирение и любовь – самая большая истина нашей жизни. Гордость – самая большая ложь, рождающая все другие лжи. Отвергнись себе, возьми крест свой и следуй за Христом – значит противостать в себе этой лжи и увидеть истину. Почему мы слабы? – Потому что не созерцаем истину, не вникаем в то, о чем говорит Евангелие, к чему нас Господь зовет. Надо сказать, что вера наша – это вывод нас из материального мира. Если мы не трудимся над этим, а в голову лезет противоположное, и мы не боремся, мы топчемся на месте. Что мы можем обрести, если в голову лезет неугодное Богу? Оно разрушает нашу веру. Мы должны ценить веру. Это самый большой дар, как сама жизнь. Вера все перебарывает, что внутри тягостно и невыносимо. Но чтобы ее обрести, надо работать над собой. Не допускать то, что совесть отвергает, что губит нас. Обретать такую веру мы можем только через сильнейшую борьбу внутри. Иначе истина сама в нас не войдет, сам входит в человека только грех. Истину обретать надо. Что такое истина? – Не ложь. А что такое ложь? – Не истина. Истина – Сам Бог, Его воля. А не истина – моя воля, без Бога. Просто, но это труд всей нашей жизни. Господь дал нам свободную волю для того, чтобы преодолеть себя, отвергнуть себя, взять крест свой и идти за Христом. Отвергнуть все свои «зарисовки». Кто бы их элиминировал?
Наша проблема в том, что мы мало прилагаем усилий, чтобы познать истину, увидеть, созерцать ее. Что такое обители небесные? Это вера, надежда, которые осуществляются в нашей душе. Вера не значит просто признать что-то, что оно есть. Можно признать на словах. Вера значит сердцем принять это и быть в нем. Это труд, в котором мы преодолеваем себя. Как преодолеть ложь, которая убеждает нас, что она не ложь? Мы стоим перед крестом, и что нам говорит крест? Что значит отвергнуть себя, взять крест свой и идти за Христом?
Проблема во лжи. Где проблем нет? – Там, где Евангелие. Оно все проблемы решает и выводит нас из мира проблем в беспроблемный мир. Где проблемы, во тьме или во свете? Если есть свет, какие проблемы? А если тьма?
Важно перед Крестом Господним увидеть истину о себе. Сколько там, в нашем сердце, того, что гневит Бога! Сколько надо отвергнуть! Трудно потому, что вера, созерцание, внимание слабенькие. Ослепил этот мир глаза наши, и не видим мы истинного света. Христианин закрывает глаза перед соблазном.
Мы должны все больше вглядываться в вечность и закрывать глаза на соблазны. Святые отцы призывают обойти соблазны. А если впали – Господи, помоги, подымаемся и идем дальше. И Господь нам поможет, кающимся. А то мы часто говорим: Господи, я бы хотел выйти, удалиться от греха, но Ты Сам сделай. Видишь, что я не против. Но не получается. Главное — стать на стезю Божию, а Господь поведет. Как бы ни было трудно, мы знаем, что истина есть. Есть этот грешный мир, но есть и Господь. Мы должны знать, что значит быть с Богом и желать небесных обителей. Все зависит от нашего желания. Отвергнуть себя. Кто может смириться? Только Бог и тот, кто с Богом. А сам человек может смириться? Это безумие. Если человек сам в себе, ничто, как оно может сказать, что оно ничто? Кто может сказать, что он ничто? – Только христианин, потому что он в Боге. Христианин говорит: Господи, прости, я только один грех. Ничто. Мы, видя свое ничтожество, через покаяние входим в самого Господа, потому что в нас входит истина. А если человек видит свое ничтожество, он в истине.
А если человек видит, что он — что-то необычное, великое, значительное, он – как шар надутый, пустой. Это отнюдь не истина. Маленькой иголочкой коснитесь его – и он исчез, ничего больше не надо. А смирение – разбивай его, топчи, оно есть, потому что оно есть. Смирение есть потому, что оно есть. А то, что гордый представляет о себе великое, — это ложь, потому что этого нет. Если человек думает, что может что-то особенное, необычное, — это ложь. Истина – Сам Господь. Сам в себе человек без Бога – ложь. Если человек пребывает в Боге, у него все есть, он может смириться. Почему мученики смирялись? Убили их или нет, они с Богом. Мы должны идти тем же путем.
Кто отвергает себя? Смиренный. Почему? Не потому, что ложь желать того, что Богу неугодно, а потому что он хочет быть в истине и видит это только одним единственным своим желанием. Я хочу быть в истине. Кто такой христианин? – Вкусив, что такое истина, ничего не хочет, потому что все остальное – ложь, томление духа, а с Богом – одна радость.
В этом весь смысл заповеди Христовой отвергнуть себя, взять крест свой и идти за Христом. Ты будешь всегда в радости. А если нет – будешь в печали. Но это надо сердцем понять. Будете трудиться – истина будет в сердце глубоко. Мы не должны раздваиваться, ловиться на удочку лжи, мы должны все выводить на свет, прислушиваться к совести. Христианская жизнь – это очищение сердца. Когда мы сердце очищаем – будем направлены к истине. А когда не очищаем – будем направлены ко лжи. Отвергнуть себя, взять крест свой и идти за Христом – это основа основ. Если мы будем прилагать усилия – будет радость. Кто не чувствовал легкость после исповеди?
Воину трудно бороться, но он борется, потому что знает, чего он хочет. Рвется к цели, высоту взять. У нас же много высот и добродетелей, которые надо обрести, столько грехов надо преодолеть. Это все высоты. Весь смысл духовности – в работе. А смысл бездуховности – в неработе. Кто духовный? Тот, кто работает, и очень сильно. Нельзя терять внимания. Надо все больше внимать небу. Познать надо Бога, познать духовный мир, истину. Что такое познание истины? – не верить своим мыслям, чувствам и желаниям, неугодным Богу. Познание истины – цель нашей жизни. Человек создан для познания истины. Что значит познать истину? — Отвергнуть себя, взять крест свой и идти за Христом. Почему нам трудно? – Не познаем истину, а поддаемся лжи, ее познаем. Диавол рисует картинки соблазнительные в нашей голове, в нашем сердце. Что такое соблазниться, согрешить? – Познать ложь. Что такое познание лжи? – делать неугодное Богу, идти противоположным от Бога путем. Как отвергнуть себя, взять крест свой и идти за Христом? – не познавать лжи. Не искушаться. Проблема в том, что мы уже знаем, что это ложь, но не реагируем сразу на это, не боремся, не каемся. Ложь горька для человека, слушающего Бога. Почему трудно отвергнуть себя, взять крест? Потому что нет этой борьбы.
Как перебарывать грех? Один только путь. Исправление. Иначе кого мы дурим? Со грехом война навсегда. Что такое высота? Преодолеть свою слабость. Тогда обретаем крепость, добродетель. Нельзя взять высоту без добродетели. Невозможно перебороть грех, не совершая противоположные греху добродетели. Мы любим осуждать человека. Пока мы не будем его благословлять, любить, не справимся с этим. Духовная жизнь – это сила воли. Будет так, и не иначе, должно быть так, как Бог говорит. Есть видение себя и пути преодоления себя. То есть отвергну себя, возьму крест свой и идту за Христом.