В поминальную субботу 4-й седмицы Великого Поста, 29 марта, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и панихида по усопшим. Дневное Евангелие повествовало о чуде исцеления глухонемого: «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа'», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает,- и глухих делает слышащими, и немых – говорящими» (Мк. 7: 31-37). По окончании чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«И повелел им не сказывать никому», — говорит нам Евангелие, повествуя о том, как Господь сотворил чудо, оздоровив глухонемого, как люди, видя это чудо, изумлялись от того, что видели, и славили Бога. Мы слышали, как Господь этого глухонемого исцелил только прикосновением к нему. И все, слушая Его слово и видя эти чудеса, которые ОН творил перед ними, изумлялись и видели во Христе Иисусе всемогущего Бога.
Но Господь им говорит не рассказывать об этом чуде, о том, что они видят. Люди, видя эти чудеса, все равно свидетельствовали о них среди народа. Но Господь им велит не рассказывать. Почему же Господь, сотворяя чудеса, показывает им, что Он Господь, запрещает им рассказывать другим об этом? – Потому что не для этого Он пришел, чтобы показать чудеса. Господь пришел на эту землю не для того, чтобы все видели, что Он всемогущ, все может. Этого недостаточно для Христа Спасителя, Который пришел к человеку на эту землю, чтобы ему помочь. Господь пришел для того, чтобы изменить сердце человека. Поэтому Он говорит не рассказывать другим об этих чудесах, покаяться, свою жизнь сделать угодной Богу.
Вот к чему нас Господь призывает Своей евангельской проповедью. Потому что сердце человеческое, не исправляющееся, не раскаявшееся, не возрожденное, будет видеть эти чудеса Божьи, будет исповедовать Бога Всемогущим, но, не изменяясь, оно Его не будет принимать. Оно будет далеко от своего Творца. Поэтому Господь велит не рассказывать о чудесах. Он велит быть смиренными и кроткими. Ибо это самая большая проповедь в этом мире.
Потому что сказать, что Бог совершил чудо, не будет достаточно для человека, которому надо сердце изменить, для человека, который далек от Бога и не знает Его. Да, он будет верить в эти чудеса, будет славить Бога за то, что Он велик, но, не меняя свое сердце, он останется лишь исповедующим чудо, совершенное Богом, и пришествие Господне на нашу землю не увенчается тем, для чего Господь пришел. Ведь Господь пришел для того, чтобы дать нам новую жизнь. Он чудеса творит не для того, чтобы мы восхищались ими и говорили, как велик Господь. Это важно для нашего сердца. Но если наше сердце нераскаянное, неизменное, — это исповедание всемогущества Божия не дает ему ничего.
В этом вся проблема. И в нашей жизни как мы часто восхищаемся, как мы часто говорим о чудесном, о важном, о том, что Господь творит в наши дни, в нашей жизни. Как мы часто свидетельствуем, как Господь велик, как Он всемогущ, как Он не забывает о нас, как Он дарует нам чудеса, помощь, которую мы просим у Него. Но забываем мы о том, что Его надо славить в нашем раскаявшемся сердце, а не в сердце, которое полно греха и нераскаяно.
К этому зовет нас сегодня Господь, совершив чудо оздоровления глухонемого, человека, который не слышал и не говорил, был несчастным в своей жизни. И что Господь делает? Он, даруя ему здоровье, даруя ему возможность слышать и говорить, изменяет его сердце. Потому что этот человек, мучаясь от своего недуга, искал Бога в своем сердце, и Господь к нему пришел. Он каялся, он звал Господа, он хотел, чтобы Господь ему помог избавиться не только от недуга телесного, но и душевного. И Господь ему даровал это.
Но мы должны свидетельствовать о всем, что Господь нам дарует, именно в нашем раскаявшемся сердце. И тогда это будет настоящим благовестием, потому что, не изменив сердце, не сделав его угодным Богу, наше свидетельство будет внешним и недостаточным. Это свидетельство будет лишь напоминать нам о том, что Господь может дать человеку просимое им. И Господь дарует, снисходит к нашим молитвам.
Но Он благословляет сердце кающееся, изменяющееся, сердце, верное Ему. И поэтому мало сказать: Господи, как Ты велик в Твоих делах. Мы должны исповедовать Его как меняющего наше сердце, как возрождающего наши души, как дарующего нам Себя. Об этом мы должны свидетельствовать, об этом благовествовать, чтобы наша жизнь была полна этой радости изменения нашего сердца от всех лукавых, недобрых мыслей, желаний, чувств, которые есть в глубине нашего сердца.
И как это сердце, которое не любит ближнего, осуждающее его, может славить Бога? Как сердце, которое далеко от Самого Бога, может Его славить? Эта слава будет ложная, неистинная, потому что истинное прославление Бога может сотворить только сердце, плачущее пред Самим Господом, перед нашим Творцом.
Мы должны помнить это всякий раз, когда нам хочется что-то сказать о Боге, о Его величии. Мы прекрасно понимаем, что наши слова будут зависеть от нашего сердца. Если сердце будет раскаянным, Божиим, то это сердце донесет истину о Боге, не только о Его всемогуществе, но и о любви, о том, как Господь входит в нашу душу, как благословляет, как утешает, как дарует поддержку, как принимает нас, грешных. Об этом Господь хочет, чтобы мы рассказали своей жизнью, своим раскаянием, которые всегда будут истинны в своей проповеди, потому что велик Господь, Который дарует нашему сердцу вечность, дарует нашему сердцу радость.
Об этом мы должны повествовать нашей жизнью, которая творит дела любви. Когда наше сердце терпит, переносит все трудности, когда оно не противится ближнему, а его благословляет, когда наше сердце наполнено вниманием к ближнему, когда оно делит себя с ним. Об этом Господь зовет нас свидетельствовать в этом мире. Об этом Господь велит нашему сердцу говорить. Потому что если наше сердце меняется, оно уже говорит этому миру, что есть Господь, Который его меняет, Который дарует чистоту жизни, Который дарует свет Свой и радость нашему сердцу.
Это будет истинная проповедь, истинное слово о Боге, Спасе нашем. Мы должны всегда, братья и сестры, об этом помнить, потому что сердце, которое плачет перед Богом, чувствует свою вину перед Ним, сердце, которое сокрушается, благословлено Богом. В нем Бог живет, Сам Господь входит в наше сердце, в наши души, как напоминает нам апостол Павел, мы являемся домом Духа Святого. Сам Господь живет в нашем сердце. Об этом мы должны возвещать этому миру и таким образом славить Бога и хвалить Его в наших кающихся сердцах.