13 апреля, в Вербное воскресенье, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена праздничная Божественная литургия.По окончании богослужения был совершен молебен на освящение ваий.
Евангелие праздника повествовало о событиях, предшествовавших и сопровождавших вход Господень в Иерусалим на вольные страдания и смерть: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12: 1-18). По окончании чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь.
Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев, — взывает ныне народ, видя Христа Господа, идущего во Иерусалим. Это торжество было вызвано великими делами Господними. Народ, который следовал за Христом, видел эти многие чудеса, которые Господь творил во время Своей проповеди. Но особенно весть о чуде воскрешения четверодневного Лазаря очень широко была распространена в народе, и народ ликовал, потому что видел Христа Господа, Который пришел к людям. Господь, любящий людей, оздоровляющий их, изгоняющий бесов, воскрешающий мертвых. Народ, конечно, радовался и славил Христа Господа за то, что Он, Всемогущий Господь с ним, что Он пришел к ним для того чтобы они здесь, на земле, чувствовали себя Его детьми. Именно для этого Господь пришел на эту землю, и поэтому богоизбранный народ сопровождает Христа Господа в Иерусалим с великим ликованием: Осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев. Эту песнь по пророчеству многих пророков народ должен был воспеть только Мессии. И народ действительно проникшись чудом пребывания Господа с ними, как мы слышали из сегодняшнего Евангелия, особенно видя Лазаря, который четыре дня был во гробе, разлагался, живым, вместе с ними, здоровым, проникшись этим чудом, от глубины сердца взывает: Осанна, благословен грядый во имя Господне.
Эту песнь народ поет действительно от глубины своего верующего сердца, потому что оно встретилось с Господом, с Тем, Которого сердце человеческое ищет. Это особенно важно было тогда, когда эту песнь воспели младенцы, еще не говорящие. Это действительно было величайшее торжество, когда не только народ возвеличивал Христа Господа, но и эти младенцы, только родившиеся, пели Ему эту хвалу: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Это действительно невероятно. Но как это чудесно, когда эти безгрешные невинные сердца младенцев возносят эту хвалу Господу. И когда фарисеи сказали Господу о том, чтобы Он велел им замолчать, Христос Спаситель им говорит: если уже они замолчат, и младенцы не говорящие не будут петь, то камни возопиют, пропоют эту хвалу Господу.
Это очень важно понять в сегодняшний праздник, что же происходит, когда Господь входит в Иерусалим, при таком ликовании народа и младенцев. Происходит то, что должно происходить в жизни человека всякий час. То, что происходит на небесах непрестанно, ангелы поют Господу эту хвалебную песнь. Ангелы славят своего Творца Господа непрестанно на небесах.
И вот сегодняшний праздник – это праздник, когда мы вместе с израильским народом и с младенцами поем Христу Господу — Осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев. Наше сердце нуждается в том, чтобы вознести хвалу Господу, Творцу своему. Потому что когда наше сердце возносит эту хвалу, оно питается славой Божьей, Господь Всемогущий и Всеблагий входит в наше сердце, потому что сердце, которое славит своего Господа, насыщается Его славой, Его любовью, Его благостью, Его милосердием.
В этом состоит этот праздник, в этом состоит прославление Господа, насыщение нашей души вечной славой Божьей, тем, для чего мы созданы. Мы созданы, чтобы славить Господа как ангелы. Только грех не дает нам совершать это и питать свои души этой неизреченной славой Божьей. Грех противостоит нашей радости, нашему насыщению сердца радостью и блаженством, которое дарует нам настоящую жизнь.
Участвуя сегодня в этом торжестве, дорогие братья и сестры, приветствуя, хваля Господа, входящего в святой град Иерусалим, мы сливаемся с этой хвалой богоизбранного народа, этих младенцев, сливаемся с хвалой англов, уподобляемся им, насыщаем наши души этим неизреченным покоем и радостью, которые входят в наше сердце, возвеличивают его, вносят славу Божью в глубину нашего сердца, для того чтобы мы прочувствовали, Кто есть Господь, как Он нас любит, как Он всемилостив.
Бог смиренно и кротко садится на осла, которого ученики привели по Его велению. Входит в Иерусалим, сопровожденный ликованием наших сердец. Мы очень нуждаемся, чтобы так же, как и ученики, и богоизбранный народ, понять, что же есть крестная смерть Господа, Того Господа, Который дает нам Свою славу, Свою благодать, Свою любовь. Господа, Который за нас страждет для того, чтобы преодолеть грех, который не дает радоваться нашему сердцу. Мы прекрасно понимаем, как мы не можем радоваться, когда грешим, хотя грех и наслаждает наше сердце ложной сладостью, радости-то нет в нашем сердце. Наш сердце радуется только тогда, когда оно кается, отвергает грех, пребывает в Боге, проникает в любовь Божью, насыщается Его словом.
К этому зовет нас сегодня Церковь, совершая торжество Входа Господня в Иерусалим, чтобы мы также, воспевая эту хвалу Господу — Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев, — тоже, как младенцы и богоизбранный народ, насытили свои сердца радостью пребывания с Господом, радостью славы Божьей, которая дарует нашему сердцу величие и твердость исполнения воли Божией. Потому что мы прекрасно знаем, что исполняя волю Божью, мы достигнем этого ликования, мы будем от глубины сердца взывать Господу — Осанна в вышних, и благодарить Его за то, что наше сердце серди печалей, трудностей, проблем может радоваться, ликовать, воспевать Господа, уподобляться ангелам.
И пусть этот праздник насытит нас среди наших трудностей, печалей, которые вокруг нас в нашей жизни. Каждый из нас переживает многое, много мы и страждем, скорбим много, но Господь пришел для того, чтобы наше сердце возрадовалось среди этих скорбей, среди этих печалей. Чтобы мы были подобны этому богоизбранному народу, который видит Лазаря воскресшим, видит Господа, благословляющего слушающих его, видит Христа, Который отдает Себя им.
И пусть наше сердце насытиться этой радостью, чтобы среди всех трудностей наших мы никогда не печалились, а всегда помнили, что Господь пришел, чтобы принести нам эту радость, чтобы дать нам Свое слово, нам, немощным, нам, падающим в грехи, нам, противящимся Богу, но кающимся, которые часто гневим Бога своими грехами, но обращаемся к Нему, ждем Его, ждем славы Его, ждем, когда наше сердце воскликнет — Осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!