3 мая, в субботу Фоминой недели, на нашем приходе была совершена Божественная Литургия. Евангелие дня повествовало о чуде хождения Господа Иисуса Христа по воде: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли. На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин. 6: 14-27). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», — обращается Господь в сегодняшнем Евангелии ко Своим ученикам. Когда ученики плыли по Геннисаретскому морю и Христос пришел к ним по воде, ученики, видя это чудо, утверждались в вере в своего Учителя как Господа. Народ также видел, что Христос Спаситель не плыл с учениками, и никак не мог понять, как же Он появился в том же месте, где были Его ученики. И Христос Спаситель обращает их внимание на поиск. Их поиск был пока еще земной. Им Господь прямо говорит: вы Меня ищете потому, что ели хлеб, который Я умножил из пяти хлебов для пяти тысяч человек. Но не потому вы Меня ищете, что знамение вы видели. И затем Господь им говорит: ищите тот хлеб, который вас ведет в вечную жизнь и насыщает вас небесным благом.
Для этого Господь пришел. Не для того, чтобы дать человеку земные блага, не для того, чтобы человек устраивал свою жизнь на земле. Хотя и для этого тоже Господь пришел, чтобы не оставить человека в его трудностях. Он приходит к человеку всякий раз, когда человек Его просит, и для земных благ, Господь помогает человеку, дарует и земные блага просящим у него. Но не для этого он пришел только, а для большего, для того, чтобы дать человеку тот хлеб, с которым он будет всегда сыт, не будет алкать, будет всегда доволен и никогда не будет отчаиваться.
Пасха Христова, Воскресение Господне – это для нас, дорогие браться и сестры, еще и еще раз напоминание о том, что Господь пришел для того, чтобы насытить наши души. Прежде всего, Он хочет насытить наши души. Потому что когда душа сыта, человек доволен всем. Но если душа не сыта, а только тело насыщается, то человек не может успокоиться в этом. И мы видим, как в современном мире человек все больше и больше ищет насыщения своего тела, удовлетворения его, и не имеет радости, потому что душа жаждет другого хлеба, хлеба вечного, который удовлетворит душу. И Господь также и к нам эти слова обращает: ищите Меня не потому, что знамение видите, а потому что хлеб видели и насытились.
Часто мы ищем Бога для земного, для того, чтобы сделать нашу жизнь на земле более удобной. И мы знаем, что Господь нам помогает, слышит наши молитвы. Он приходит к нам и дарует нам эти временные блага. Но Он сегодня нам напоминает, что не для этого лишь пришел, а для того, чтобы нам помочь обрести то, что насытит наши души. И как часто, дорогие братья и сестры, мы остаемся на этом уровне материальных просьб к Богу, как хотим удовлетворить только свою земную жизнь, забывая о том, что если это — цель нашей жизни, — не насытит это нас. Мы забываем, что что бы мы ни приобретали в этом мире, оно никогда не насытит наши души. Мы всегда будем жаждать, алкать, потому что душа насыщается другим хлебом, другой пищей, пищей, которая удовлетворяет полностью человека. Ведь никакие земные блага, к которым мы так стремимся, которые так любим, не удовлетворят нашу душу. Наоборот, чем больше мы их обретаем, чем больше в них пребываем, тем больше алчем той пищи, которая удовлетворит нашу душу, насытит ее.
Христос Воскресший взывает к нам именно этим призывом, напоминая нам: ищете вы Меня не потому что видели знамение, а потому что ели и насытились Это действительно, дорогие братья и сестры, очень важно, помнить это укорение Христа Господа нам, чтобы, прося земных благ, прося всегда для нашей земной жизни, мы не забывали просить Бога о пище небесной, и больше этого, просить Его прежде всего насыщения наших душ. Господь взывает к нашим сердцам, чтобы они, насыщаясь этим видимым миром, не забыли, что надо искать блага вечные, и чтобы не затемнили эти временные блага поиск вечных благ.
Об этом нам Господь сегодня напоминает. И какая будет печаль для нас, если мы останемся в земных попечениях, если мы будем видеть цель только в земной нашей жизни. Это действительно печально, не для этого Господь пришел на землю, распялся и воскрес, а для того, чтобы мы искали и жаждали вечного насыщения, чтобы нашли пищу для нашего сердца, для любви, терпения, кротости, смирения, внимания, сострадания. Эта пища насыщает наше сердце сполна, и мы не жаждем и не алчем, когда заставим себя терпеть и смиряться. Наше сердце удовлетворено всем, когда мы что-то перетерпим, заставим себя делать не то, чего нам хочется, а смиримся.
Об этой пище нам сегодня Господь напоминает. Он для этого пришел к нам, чтобы напомнить нам, что мы ищем Его потому, что насыщаемся земными благами, а не потому, что видели знамения, которые Он дарует нам всякий раз, когда мы каемся, когда мы к Нему обращаемся и просим, чтобы Он нам помог и помиловал нас. Как тогда мы видим это удовлетворение и забываем о нем, забываем о том, что смирение и кротость — это самая насыщающая нас пища. Если мы этого не имеем – мы жаждем, чего бы мы ни имели в этом мире, потому что наша душа сознает, что такое смирение, любовь, внимание к ближним, разделение своей жизни с ближним.
Например, когда мы выслушаем ближнего, мы по-настоящему насыщаем нашу душу, потому что Господь приходит в нее, Он в ближнем к нам приходит, и как мы внимаем своему ближнему, так мы насыщаем наши души. Если мы действительно внимательны друг ко другу и делимся своей любовью, то это вечная пища, и этого мы должны искать, дорогие братья и сестры, потому что если будем насыщать свои души любовью Божией, любящий Господь все нам даст. Господь нам напоминает: ищите прежде Царства Божьего и правды его, а все остальное приложится вам. Господь никогда не оставит человека, если он Ему верит, а наоборот, все ему дарует. Но прежде всего Он хочет насытить наши души, потому что ни к чему будет все земное, если душа алчет, жаждет. Поэтому Господь говорит: вы ищите Меня, потому что насытились земными благами, ищите прежде всего небесные блага, непреходящие, воистину насыщающие вас.