Что есть зов, обращение Божие к творению, каким оно есть? Зов Отца к Своим детям. Сам Творец обращается к творению и говорит ему: покайся, обратись, вернись на небо, вернись к Богу, к своему Творцу! Господь зовет нас на пир небесный для того чтобы наполнить нашу жизнь смыслом. В бессмыслицу ввести смысл. Имеет ли смысл земное без небесного? Особенно страшно, когда человек умирает, уходит из этого мира! И как прекрасно, когда духовный человек в этом мире одухотворяет мир, не материализирует, а одухотворяет!
Что такое материализирующийся мир? – когда человек говорит Богу: будь себе там, а мы себе здесь хозяева, мы знаем, что есть что! Когда мы стоим перед проблемами материализирующегося мира и нашего призвания одухотворять его, мы слышим, что Господь Творец нас зовет, ждет нас, упрашивает нас. А наше черствое сердце говорит: подожди, не время, мне то и то надо сделать. Нам должно быть стыдно перед Богом. Творец зовет каждого из нас: останешься сам с собой, или возвратишься к источнику жизни? Источник жизни – это Господь.
Что такое любовь? – Распятый Господь – вот истинная любовь, Сам Господь на Кресте. Бог распялся и говорит нам: Я все вам дал, открыл вам путь на небо. Но у человека все равно есть свои дела… В притче о брачном пире, когда готовят свадьбу, ставят красивые столы. И Господь говорит в притче: скажите им, там столы готовят, и какие! Столы – это смирение, терпение, кротость… Только на небе это может быть. На этот пир нас Господь зовет от тоскливой земной жизни. Если мы подставим левую щеку, когда нас бьют в правую, Сам Господь будет в нас. Нас не поймут и подумают: что-то страшное, лучше не трогать. Вот на какой пир Господь нас зовет, чтобы помочь нам подставить левую щеку!
Вот что такое небесный пир. Вы приходите на небесный пир и смотрите: то, что вы не можете сделать на земле, на то на пире небесном Господь даст нам силы. Когда мы приходим на Божественную литургию, поисповедуемся и причастимся – уже чуть-чуть можем перенести обиды, оскорбления, унижения. А на небесном пире – много этой силы, терпения, смирения, кротости. Весь мир раздраженный, а там – Господи, слава Тебе! Тишина, покой и радость. Мы радуемся тому, что все больше и больше мы можем перетерпеть, не поддаться лукавому, который нам говорит: посмотри, как все ужасно. Ложь! С Богом ужасное может ли быть? Мучеников били, терзали, — как прекрасно! А что прекрасно? – Люди видели в их мучениях, что же есть такое небо, Сам Христос, христиане, — это другая жизнь, это новое творение. Что есть новое творение? – Ударили в правую щеку – подставили левую. И так прощаем ближнему по заповеди Христовой семьдесят раз по семь. Это – настоящее новое творение. Вот куда Господь нас зовет и из чего Он хочет нас вытянуть – из эгоизма, гордости нашей. Что говорит смиренный? – Господи, как Ты нас хранишь! А мир: все, конец, не получится. А верующему человеку, христианину скажи – не получится, а он ответит: что, Бог всемогущий стал невсемогущим?
Мы должны, слыша зов Христов, все больше идти к Нему. Все дела земные привязывают нас к себе, Господь нас зовет – нам остается только откликнуться и прийти. Но наше испорченное сердце часто ставит условие: это важнее, то менее важно. Речь идет о том, чтобы зов Божий к нашему сердцу был самым желанным, единственным и наполняющим наше сердце. Когда мы помним, что Господь нас зовет, наши отношения к этой жизни становятся совершенно другими. Когда мы забываем об этом, мы делаем с черствым сердцем свои дела, идем к Богу исповедуемся, причащаемся, но как часто мы думаем: меня ждет то и то. А когда мы помним, что нас Господь зовет – всегда на первом месте для нас стоит этот зов. Что значит этот зов? Он очень для нас важен, особенно в это печальное время распространенного материализма и эгоизма. Кто такой христианин? – Он живет любовью Божией, он знает, что Господь его ждет, зовет. Как это велико для сердца человеческого, помнить: Сам Господь зовет! Что может быть величественнее? Если бы на земле царь звал нас к себе на пир, а это куда выше! И он действительно зовет. Как? – Зовет через нашу совесть.
Есть два образа: образ того, которого Господь зовет, а он пребывает в своих делах, и образ того, кого Господь зовет, и он этим живет. Человек, который знает, что его Господь зовет, а он занят своей печалью, — как страшно! Никто же не говорит, что повседневные дела неважны, они важны, но речь идет о том, как трудно себя перебороть, что творится в нашей голове, когда надо отказаться от себя, отвергнуть себя и принять все таким, какое оно есть, то есть взять крест свой и нести его, следуя за Христом.
В притче о брачном пире царь посылает своих рабов, и они говорят призванным: все уже готово, упитанные тельцы заколены, приготовлены, а призванные им отвечают: у меня село, у меня купля. А другие еще и обижались: что они надоедают? – Взяли и убили посланных к ним рабов. Царь надоедает! И мы, уподобляясь призванным в этой притче, часто говорим к зовущему нас через нашу совесть Богу: вот, посмотри, как все прекрасно! Что нам еще надо? Нам не нужен пир, нам надо заниматься нашими делами. А диавол подсказывает: да, да, они же только тебе нужны, для чего тебе Божественная литургия, что она тебе приносит? Только время теряешь! И как часть человек, слушая этот лукавый голос, зарывается в повседневные дела, совершенно отбрасывая зов Божий прийти на вечерю, которую Он нам приготовил.
Человек, который занят своими печалями – жалкий человек, потому что он отвергает призыв Божий прийти к другой жизни, радостной, а не печальной. Как жалок человек, когда он не может оторваться от своих желаний! Итак, у нас два человека: тот, кто живет своими заботами, и тот, который живет призванием небесным. Первые думают о земном и печалятся. Христиане называются! Почему так случается? – От нашего маловерия, от нашей слабости духовной, от наших мыслей, которые нам говорят: тебе все это надо, ты нуждаешься во всем этом, и подгоняют такого человека все больше и больше приобретать земное, отвернув внимание от небесного. Но где тогда христианство, если мы также поступаем? Вера нас подгоняет быть верными Богу, всегда помнить о Нем, очищать свое сердце. А когда мы в земных заботах, о каком очищении может идти речь? Когда же мы говорим о всерадостном человеке, который живет зовом Божиим – там постоянное очищение сердце. Здесь же человек закрепостил себя в земных благах, все свои силы туда вложил, все свое внимание. А Господь говорит: где сокровище ваше – там и сердце ваше. Господи, у меня дела, надо посмотреть поле, купить что-то, а Ты меня на какой-то пир зовешь, у меня нет времени! Я не против, но мне и то, и это надо, для моей земной жизни.
Почему так бывает? – Из-за маловерия и духовного безразличия. Маловерие в нашем сердце происходит от нашей гордости. Мы говорим: мне надо как-то жить, и кто это будет все в моей жизни делать? И лукавый подсказывает: оставишь все это – к чему ты придешь? И человек поднимает руки и говорит: имей мя отреченна, Господи, я отказываюсь.
От чего призванные в притче отказались? Ведь они могли прийти и на брак, и свои дела сделать, и очень спокойно. Но они поставили превыше всего свои дела. Они как бы сказали: Господи, Ты же не сделаешь это! То же повторяют и люди, безразличные к вере, церкви, духовности: ну Бог же за меня это не сделает! А оказывается, это ложь, это черствое сердце, это то маловерие, которое теряет внимание духовное из-за своей гордости.
Смиренный человек не скажет: Бог вместо меня это не сделает. Он скажет: Всемогущий Господь мне не только поможет, Он все может изменить, исправить в моей жизни, сделать ее небесной, радостной. А гордый говорит: я сам должен сделать, Господь за меня не сделает это. Человек, который закрепостил себя в материальном, не слышит зов Божий и даже негодует, нервничает, когда слышит это. Говорит: некогда, у меня дела. Это жалкий человек, который стремится себя насытить благами этого мира и черствое сердце его еще больше черствеет, потому что это ему ничего не дает. Более того, он отвергает зов Божий. А ведь Господь его зовет.
Вот почему страшно, когда человек ставит на первое место свои земные заботы. Он отвергает зов Божий! Он говорит: у меня дела, у меня заботы, итак Бог внутри меня, в моей душе. А Господь зовет его на пир добра, любви, благости. А человек говорит: у меня нет времени. Считает, сколько он потеряет денег за службу, сколько он потеряет на билеты. Почему так? – Гордый человек размышляет гордо, думает, что все от него зависит. Если он не заработает, не будет иметь то и то, никто ему это не даст, и он делает все, что может, он считает себя идеальным, примерным человеком и говорит: я тружусь, а те, которые приходят в церковь каждое воскресенье, что делают? Праздно время проводят.
Вот как страшно, ужасно! Мало того, что отвергают зов Божий, еще и осуждают тех, кто откликается на него и живет так, как должен жить верующий человек. Гордые думают, что они примерные, на них надо равняться. Спросите безбожника, как он живет – он скажет: все прекрасно, только ближний мешает, все проблемы только в нем. Гордость говорит: трудяга, делаешь так, как должно. Поэтому против тех, кто ходит в церковь, гордые найдут множество улик, чтобы уличить их в тунеядстве и несоответствии званию человека. Надо же, дурак! Мог заработать, мог иметь – и отказался, потерял время, пошел в Церковь! Для чего он живет? Да еще и других портит! Вот кто те, кто погнали рабов царя и убили их, кому гордые уподобляются.
Как важно видеть эту истину, особенно сейчас для нас. Такого человека вы никогда не убедите в другом. Только своим терпением, своим мученичеством. Этот человек убежден, что он прав, а вы неправы. Важно терпение с людьми, которые живут своим желанием и отвергают зов Божий. Они нуждаются в свете. Те, кто откликается на зов Божий, должны им светить, прежде всего – своим терпением и смирением. Им доказать ничего невозможно. Их можно только терпеть. Не надо силиться им доказать, что они неправы. Чем больше будете доказывать – тем быстрее проиграете состязание с ними. Хочется им сказать, а они сразу вам: а ты вон какой. Из-за маловерия, невнимания духовного, слабости духовной жизни гордый попадает в руки своей гордости и, отвергая зов Божий, живет жалкой жизнью. Нельзя же назвать радостной жизнь безбожника, который не может справиться с собой, со своими страстями, желаниями, пороками!
Кто же человек, который слышит зов Божий и приходит на пир небесный? Почему верующий человек отличается от неверующего, принимает зов Божий? — Потому что он смиренный. Он говорит: как Бог даст, как Бог управит. Верующий человек по своему смирению размещает все по-другому. Он помнит о своих слабостях, — гордый человек примерный, — а смиренный скажет: Господи, прости меня, я недостоин того, что Ты мне даешь. Вера – это смирение наше. Без смирения невозможно поверить. Как человек может поверить в Бога, если он самодоволен, самодостаточен, все делает правильно? Может он поверить, если он правильный? Поверит в Бога тот, кто знает, что он грешник, и нужен Бог, чтобы Он помог ему.
Гордый человек считает, что он пример для всех. Вера и смирение – это одно и то же. Почему смиренный откликается на зов Божий? – Потому что он не самодостаточен, у него много слабостей, внутренних проблем. Он нуждается в зове Божием, потому что без Бога он ничего не может, не может справиться с собой, и Господь делает невероятное в его жизни, помогает ему преодолеть свои страсти. А безбожник думает, что у него все хорошо, и только мечтает исправить ближнего, потому что он не следует его примеру. Если бы ближний был благоразумный, внимательный, говорит гордый, он бы сделал так, как он ему показывает. Приходится гордому, по его мнению, терпеть тупость ближнего. Гордый человек думает, что он жертва этого тупого. Поэтому гордый думает, что этот тупой должен все время спрашивать у него, как ему жить и с ним сверять все свои шаги.
А откликающийся на зов Божий человек понимает, как велико для него то, к чему Господь его завет, какой это дар для него, потому что он помнит свои слабости, грехи, немощи. Гордый же считает себя примером из примеров. И если бы все этому примеру последовали, было бы Царствие Небесное на земле. Принимающий зов Божий говорит: Господи, прости мне, что я искушаю ближнего своими слабостями, помоги мне быть более внимательным, больше любить ближнего. Не допускать то, что его раздражает. Смиренный всегда говорит в себе: раздражился ближний – Господи, прости, я мог бы и по-другому себя с ним повести. Человек, который принимает зов Божий – это тот, у которого уже что-то есть в душе, он работает над собой, он уже имеет богатство в душе сдержать себя, не раздражаться, терпеть. И он говорит: Господи, как мне пира Божьего не хватает, хорошо, что есть этот пир – Божественная литургия, и я могу исповедоваться, причаститься и хоть как-то что-то сделать в душе своей. Смиренный видит себя жалким, говорит: Господи, надеюсь на Твое прощение, сияя своим терпением, кротостью…
Он потому откликается на зов, что в душе его есть это – самое величественное, он чувствует, как Господь велик, милостив, и какой он без Него жалкий и ничтожный. Он говорит: Господи, потерпи еще, дай мне еще поисповедоваться и причаститься, поработать над собой, чтобы ближнего терпеть как надо, а не чуть-чуть. Если смиренный видит, что ближний раздражается, он все делает, чтобы ближний поменьше раздражался, и это у него получается.
Почему люди раздражаются? – Потому что все раздражаются. А когда рядом не раздражаются, тот, кто раздражается, не находя почвы для раздражения, становится менее раздражительным. Вот для чего пир нужен, для того, чтобы ближний не раздражался. Для смиренного пир Божий, литургия – это питание сердца, это жизнь. Смиренный все время думает: Господи, как отказаться от своей воли полностью? Смиренный говорит: Господи, если бы не Твоя литургия, как было бы страшно, тоскливо. Не справился бы со своими желаниями, своей волей. Смеренный видит свои слабости, недостатки, страсти и хочет от них избавиться, исправиться. А гордый думает: был бы умный ближний – было бы прекрасно. А так из-за него все трудности.
Божественная литургия — это великий, неизреченный дар, величайшее чудо. Господь нас зовет, чтобы дать нам жизнь, радость, удовлетворение. Только на Литургии Божьей мы получаем радость и удовлетворение, ее ничто не может заменить. Без нее люди – жалкие, не могут справиться со своей волею, своими желаниями. Откуда берется терпение? – От укрощения своей воли, своих желаний.
Зов Божий – это любовь Божия, которая хочет отдать себя человеку. Гордость любовь Божию не примет. Гордость себя считает источником любви. Любовь настоящая видит Бога источником любви. Важно помнить, что Господь нас зовет. Любовь не может не звать. Гордый не только не слышит этот зов, но сам зовет к себе. А смиренный человек будет искать Божьего призвания, прислушиваться к нему, потому что он понимает, что он эгоист, то есть у него мало любви. Кого Господь зовет? – Он прямо сказал: Я не пришел к праведникам, я пришел к болящим, грешникам. А праведник – сам себе Христос. Смиренный говорит: Господи, излечи мой недуг! А праведник, как фарисей: Господи, слава Тебе, что я не такой, как этот мытарь. Грешник живет тем, что его излечивают, а праведник – тем, что он излечивает других. Без Божественной литургии – одни немощи, а с Божественной литургией хоть с какими-то немощами будем справляться, будем возрастать духовно. Православный христианин живет этим. Поэтому Господь сказал в сегодняшней притче: много званных, а мало избранных.
Наша вера зависит от нашей жизни в таинствах церковных, в этом призыве Божием, обращенном к нам, который именно нас зовет к участию в этих таинствах. Что такое вера? – Я слышу, Господи, что Ты меня зовешь обратиться, покаяться, возвратиться к Тебе. Что такое зов Божий? — Обращение Бога к грешнику, призвание Богом грешника. О покаянии одного грешника ангелы Божии больше на небесах радуются, чем о девяносто девяти праведниках, — сказал Господь. Зов Божий обращен к нашему сердцу, чтобы оно обратилось и ликовало. Притча зовет нас к бдительной духовной жизни, участии в пире. Мы участвуем в литургии, чувствуя, что она нас насыщает, соединяет нас с Богом, подымает нас над миром печали, дает радость, вечную, непреходящую. Но чем больше мы каемся, тем больше чувствуем зов Божий. Пир – это торжество любви и правды. А любовь и правда – в распятом Христе. Ударили в правую щеку – подставляем левую.
Пир небесный должен напитать нас любовью, мы должны после него стать более терпеливыми, благостными, радостными, не осуждающими друг друга. Мы должны жить этим, иначе будет гордость пролезать в наше сердце, мы будем чувствовать свою слабость и раздваиваться между земным и небесным. Когда мы причащаемся, мы не раздваиваемся, принимая это таинство, но мы прекрасно помним, как только отошли от Чаши – сколько искушений, как к нам силится приступить диавол и искусить нас, приходят разные мысли, неугодные Богу. Будем благодарными и верными Богу. Будем дорожить этим даром, подающимся нам в Божественной литургии, чтобы не привязывал нас к себе мир. Когда мы ослабеваем в благодарении Богу, в радости, быстро нашим сердцем овладевают земные желания. Когда Господь облегчает нашу жизнь, нам хочется, чтобы эта легкость нас никогда не оставила.
14.09.2014