В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Христова, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архимандрит Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию. На запричастном стихе о. Амвросий прочитал Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По окончании богослужения состоялась праздничная рождественская трапеза, во время которой прихожане разговлялись и пели колядки и рождественские песнопения на русском, украинском и молдавском языках.
За ночным богослужение молился генконсул Российской Федерации в Милане Платон Николаевич Рацкевич. Нашим гостем был также директор отдела славистики Амвросианской библиотеки монсиньор Франческо Браски.
Обратившись к прихожанам по окончании богослужения, о. Амвросий поздравил всех с Рождеством Христа Бога и Спаса нашего в Вифлееме:
«Богомладенец, лежащий в яслях, в вертепе, в пещере вифлеемской, всех нас благословляет и дарует нам неизреченную радость пребывания с Ним. Христос рождается. Боговоплощение – это соединение неба и земли, соединение Бога с человеком, это приближение наше ко Господу, благодарение наше Ему за то, что Он нас не оставляет, а в юдоли печали нашей приходит к нам для того, чтобы напомнить, если Он в Вифлееме, лежит в яслях, то никак не печальна наша жизнь.
Мы слышали, что Святейший Патриарх Кирилл в сегодняшнем рождественском послании обращался к каждому из нас и прямо так и говорил: да дарует родившийся Христос Спаситель наш каждому из нас в своем сердце, в своей душе ощутить Его присутствие в нашей жизни. В этом смысл Рождества: войти Господу в нашу жизнь. Ведь Господь рождается именно для этого, для нашей печали, для нашего отчаяния, для наших сомнений,чтобы не они нас разъедали, а чтобы мы их преодолевали и приходили от печали к радости. Это присутствие Божие в нашей душе – это есть цель рождения Христа Господа.
И всем вам желаю этого чувства глубокого присутствия Бога в сердце нашем, печальном, часто унывающем, скорбящем. Туда Господь родился войти и пребывать. Там ясли. Его ясли — наше сердце, и Он хочет возлечь там, чтобы радости не было конца в нашей жизни, чтобы наша жизнь, которая часто кажется печальной, стала неизреченно радостной.
Если мы верующие люди, то наша жизнь — это неизреченная радость. Потому что Господь нас благословляет, нас ищет и приходит к нам, чтобы вселиться в наше сердце, чтобы помочь нам преодолеть себя, свою тоску, всякие страхи, недовольства. Он хочет внести в наше сердце радость, надежду, терпение, смирение, кротость. Эти неизреченные добродетели, которые среди всех испытаний нам скажут, как прекрасна наша жизнь.
И это действительно так. И не может наша жизнь, жизнь верующих православных христиан, быть печальной, потому что Всемогущий Господь родился в Вифлееме для нас, для того, чтобы нам напомнить, что наша жизнь в Его руках, и отнюдь она не печальна, отнюдь она не является плохой. Плохо только то, что мы не всегда справляемся с нашими слабостями, с нашими грехами. Но Он пришел помочь нам, он пришел для того, чтобы то, что нам кажется сделать невозможно, сделать возможным.
Этого вам желаю в день Рождества Христа Господа, чтобы наше сердце внутри себя сказало: как прекрасно, что мы православные христиане, что мы не живем своей правдой, как в светском мире только и делают, а живем во Христе Господе, родившемся в Вифлееме, с Богом, Который — наша сила, Который — наша радость, наша надежда и всматривание во все в нашей жизни именно с надеждой, с радостью.
Но от нас зависит, насколько мы в Христе, насколько мы допускаем Его в наше сердце, насколько мы перебарываем наш эгоизм, нашу гордость, наше отчаяние, наше сомнение. Но Христос родился, чтобы все в нашем сердце преодолеть».
Также и после утреннего богослужения, которое совершил прот. Сергий Беспалов, о. Амвросий обратился к прихожанам со словами поздравления:
«Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с торжеством Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это торжество величайшее, потому что мы празднуем Боговоплощение, как вы слышали в Патриаршем Послании. Святейший Патриарх Кирилл много говорил об этом таинстве Боговоплощения и цитировал святых отцев, и преподобного Ефрема Сирина, прежде всего, который говорил, что Божество приняло печать человечества для того, чтобы человечество приняло печать Божества. И Святейший спрашивает, каким образом мы можем достичь того, чтобы в нашем сердце отпечатался Господь Своей благодатью. — Следуя Заповедям Божиим, соврешая то, что велит нам Закон Божий. Тем более, ныне, воспевая родившегося в Вифлееме Христа Господа, мы поем в тропаре праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума».
Рождество Христово — это свет во тьме человеческого греха. Это надежда, это новая жизнь, это радость в печали и отчаянии человеческой жизни. Нам трудно в светском секулярном обществе сохранить это, потому что нынешнее общество ищет земных благ, земных удовольствий, земной жизни. А Христос Спаситель пришел и возлег в яслях, чтобы нам дать небесную жизнь, жизнь, которая не кончается. Жизнь вечную и жизнь, к тому же, благодатную и дающую человеку познание Самого Господа.
Свет разума воссиял. Свет разума – это значит, что человек со Христом Господом может преодолеть слабость своего существа и увидеть эту величайшую жизнь в своем Творце. Для этого рождается Христос Спаситель, чтобы дать нам эту радостную жизнь в своем Творце, преодолевая себя.
В этом заключается Рождество Христово, чтобы помочь нам преодолеть свою ограниченность, свою слабость, свои страсти, свои грехи, и обрести этот свет разума. Свет Разума – это познание того, что этот мир есть, что есть в нем человек и Кто есть Господь в этом мире. Действительно величайшее знание, которого не хватает сегодняшнему человеку, который в своих усилиях видит только свою перспективу Поэтому гордится, поэтому впадает в страсти, поэтому впадает в грехи. А Христос Спаситель родился в вертепе в Вифлееме для того, чтобы преодолеть нашу гордость, себялюбие, открыть нам небо.
Это действительно величайшее достижение человеческой жизни, несравнимое ни с чем. Если человек достигает ведения этого света разума, то он радостно на все смотрит, даже на самую трудную и печальную жизнь, для светского человека неудавшуюся, вообще некудышнюю, он смотрит с великой радостью, потому что у него перспектива вечная. Он видит, что жизнь человека заключается в том, чтобы преодолеть себя, прийти к своему Творцу, преодолеть свою гордость и обрести смирение и кротость.
В этом Рождество Христово: напомнить нам об этом самом важном в жизни человека, смирении и кротости, как Господь Сам сказал: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). Все, кто приходит ко Мне, говорит Господь, находят облегчение.
И пусть наше сердце, стоя перед яслями Христа Господа, получит эту печать Божества — смирение и кротость, через которые открывается ведение, свет разума, понимание, в чем заключается наша жизнь. В смирении и кротости, в терпении, в спокойном перенесении всего. В этом — величайший свет разума. И наоборот, гордость, несмирение, нетерпение, нежелание все перенести — это действительно мрак.
И Господь хочет нас вывести из этого мрака в свет ведения. Богомладенец в яслях взывает к нашему сердцу, чтобы увидеть этот свет, свет нашего смирения и кротости, свет нашей надежды, нашей радости. Ведь когда мы заключаем себя в тленные блага, мы теряем и надежду, и радость. Потому что они не дают этого. А Христос нас зовет к этому и дает нам это. И сегодня, в эту рождественскую ночь, мы чувствовали интуитивно в нашем сердце, как Господь милостив, как Он хочет нашей радости. И да воссияет эта радость в наших сердцах и дарует нашим сердцам неизреченное ведение».