9 февраля, в неделю о мытаре и фарисее, начинающей период подготовления к Великому Посту, на нашем приходе служилась Божественная литургия.
Этот день совпал с празднованием дня новомучеников и исповедников Русской Церкви — святых ХХ века, пострадавших в годы гонений атеистической власти. В память о них по окончании Божественной литургии была отслужена заупокойная лития.
В воскресном евангельском чтении была прочитана притча Христа Спасителя о мытаре и фарисее:
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что’ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 10-14).
По окончании чтения Евангелия настоятель архимандрит Амвросий (Макар) обратился к прихожанам со словами проповеди:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Боже, милостив буди мне, грешному, — воздыхает мытарь в храме Божьем о своих грехах, вознося молитву Богу, прося Его милости и благословения для своей жизни. Мы слышали притчу о двоих, которые вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, гордый, превозносящийся над всеми, и другой – мытарь, который каялся в своих грехах, который сокрушался в своем сердце о том, что он согрешает, преступает Заповеди Божии и просит у Бога милости для своей жизни.
Гордый фарисей хвалится своими добрыми делами. Он хвалится, что он не таков, как грешники, прелюбодеи и воры, и даже что он не такой, как этот мытарь, что он постится два раза в неделю, что он десятину дает от своего имущества и, гордо смотря на небо, возносит эту молитву. Он смотрит на небо, потому что считает, что он праведник, потому что думает, что он исполнил волю Божию.
Да, он старался в своей жизни следовать Закону Божьему, но не преодолевал в себе гордости, которая возносит его над другими и не дает ему каяться в своих грехах. Мы слышали, как он только хвалится, но никак не приносит молитвы покаяния, никак не просит о прощении своих грехов. И он смотрит на небо, как праведник, которого надо благословлять и хвалить.
А вот мытарь пришел в храм не так, как фарисей, который впереди стоял. Мытарь стоит в конце храма, с сокрушенным сердцем, стоит на коленях, бьет себя в грудь, склонившись перед Богом, боясь даже поднять свои глаза вверх, потому что знает и помнит свой грех. Он чувствует, как он виноват перед Богом, он чувствует, как он прогневил Бога, как он преступил Закон Его. Его сердце болит, сокрушается и просит прощения у Бога.
Мытарева молитва – это действительно молитва, которая обращена к Всемилостивому Богу, Который видит сердца человеческие и благословляет, прощает грешников кающихся и дарует им благодать. Этого у фарисея не было. Фарисей не видел нужды в покаянии. Он осуждал других людей, и того же мытаря, и этим хвалился перед Богом, что он лучше других.
Эта молитва, не наполняясь покаянием, не приносит человеку изменения сердца. Сердце такого человека остается черствым, не чувствует оно и благодати Божьей, потому что не имеет нужды в этой благодати. Он же праведник, у него жизнь примерная, он хвалится и даже говорит Господу: слава Тебе, что я не такой, как другие, и этим подчеркивает, что он пример для других, забывая о том, что человек грешит на каждом шагу, не имея любви, осуждением своих ближних. И этим гневит Бога.
Но фарисей не видит нужды в этом покаянии, потому что не считает это грехом. Потому что для него хватает внешнего исполнения Заповедей Божиих, и он пренебрегает внутренним исполнением Закона Божьего, что есть любовь. Осуждая ближнего, он не видит своего греха. Омрачились его очи духовные, и его сердце осталось таким же далеким от Бога, таким же не знающим Его.
Ведь сердце, которое гордится своими добрыми делами, действительно уходит очень далеко от Бога. Потому что не видит своего греха. И видит грех ближнего, как этот фарисей. Он видит грехи ближнего, осуждает их, но не видит своего греха. Мытарь же даже не подымает очи вверх, потому что видит своей грех, потому что борется с ним, потому что старается преодолеть его.
Он чувствует, как мало любви в его сердце. Как он не может преодолеть себя, как ему трудно. И он борется внутри себя с этим грехом и стоит перед Богом. Он стоит перед Богом не так, как фарисей, который хвалится перед Богом, возносится, а стоит со своими грехами. Потому что он Его любит, потому что он чувствует, как он преступил любовь Божию, как он своей жизнью совершает не то, что Господь ждет от него.
И он борется, он стоит перед Богом всегда, и поэтому борется, и поэтому просит: Боже, милостив буди мне, грешному, в этой борьбе. И его сердце сокрушается, потому что видит свой грех и помнит, что Господь сердцеведец знает все помышления его сердца. И в этом сокрушении он воистину стоит перед Богом, хотя и согрешает, падает в грех. Он все время пребывает в борьбе, он не видит греха ближнего, у него нет времени посмотреть, как же ближний живет, грешит ли он. Он знает, что он грешит, и он не может исправно исполнить Закон Христов. Он старается все ближе быть к Богу, он старается угодить Богу, он старается, чтобы Господь был в его сердце. И его сердце говорит: Боже, Ты видишь мою слабость, будь мне милостив, грешнику.
Фарисей же не чувствует этого. Он видит грехи ближнего. Он занимается грехами ближнего. Он ближних судит, потому что они не таковы, как он. Праведник внешний, праведник, который не нуждается в покаянии.
Этот пример двух противоположных молящихся очень нужен нам, каждую минуту. Чтобы мы всегда смотрели в свое сердце, каково оно, стоит в сокрушении перед Богом, или хвалится перед Ним? Потому что хвалиться перед Богом или сокрушаться в сердце — очень разные состояния. Праведник не нуждается в покаянии, он нуждается только в суде над ближним. Это у фарисея есть, и этим он живет.
А сокрушенный сердцем мытарь трудится над своей духовной жизнью, чтобы она была угодна Богу. И фарисей видит проступки мытаря и судит его, забывая о том, что он не знает, что в его сердце, в то время как мытарь сокрушился сердцем и исправляется перед Богом, стоит перед Ним. И фарисей этого мытаря осуждает, того, кто кается. Как часто диавол нас искушает осудить ближнего, забывая о своих грехах. Почему мы осуждаем ближнего? Потому что нет у нас мытарева воздыхания.
Нас церковь сегодня зовет к этому, чтобы мы в глубине своего сердца всегда пребывали. Если мы будем там, мы будем видеть свой грех и понуждать себя исправляться и просить Бога: Боже, милостив буди мне, грешнику. И не будет у нас время хвалиться добрыми делами. Наше сердце не скажет: Боже, спасибо, что я не такой, как все грешники, а будет говорить: Боже, прости меня за мои грехи. Будет молиться и за ближнего, чтобы Господь всех нас простил, принял нашу молитву.
К этому Церковь нас сегодня зовет, особенно в этот праздник новомучеников и исповедников Русской Церкви, которые были светочами покаяния. Как они терпели мучения? Как отдавали свою жизнь за Христа? — Таким же путем покаяния, потому что видели свою слабость и становились святыми, следуя этому мытареву воздыханию сокрушенного сердца. Они никого не осуждали, жили, как Господу угодно, с сокрушенным сердцем, поэтому были гонимы. Как мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении: всяк человек, который будет жить благочестиво, будет гоним за имя Христово.
Поэтому новомученики сегодня к нам тоже взывают, к нашему сердцу, в эту неделю о мытаре и фарисее: где наше сердце? Что оно делает? Хвалится ли оно, или сокрушается мытаревой молитвой: Боже, милостив буди мне, грешному!
К этому мытареву покаянию нас зовет сегодня сонм наших родных мучеников, которые пострадали за веру Христову, которыми Дух Святой руководил. Их сердца были наполнены только этим сокрушением мытаревым. Они взывали всегда: Боже, милостив буди мне, грешному.
И пусть Господь нам, дорогие братья и сестры, в этот великий праздник, торжество Русской Православной Церкви о своих мучениках и исповедниках, даст нашему сердцу это воздыхание мытарево, чтобы мы чувствовали, а что же есть истинная жизнь во Христе, хвалиться своими добрыми делами, или сокрушаться сердцем.
Пусть Господь поможет нам следовать мытареву покаянию в нашей молитве, чтобы наша молитва никогда не совершалась с гордым сердцем, которое видит себя, видит свое мнимое совершенство. Эта фарисеева молитва должна быть преодолена мытаревым покаянием. Потому что фарисейское отношение к молитве не дает благодати, сокрушения и смирения сердца. И Господь нам сегодня напоминает: тот, кто себя возносит, будет унижен, а кто себя унижает, будет вознесен, как этот мытарь.
Господь его молитву ставит в пример нам, дорогие братья и сестры, чтобы мы не возносились, а смирялись, потому что только в смирении мы можем совершить молитву покаяния, эту молитву, исправляющую сердце, которое нуждается в исправлении, потому что знаем мы свои грехи, свои слабости, которые надо исправить. Церковь нас зовет к этому мытареву воздыханию о Господе, чтобы оно наполнило наше сердце, чтобы мы в славе исповедников и новомучеников Русской Церкви чувствовали, как они нас благословляют на сокрушение сердечное, чтобы наша душа стала радостной, переживая это величие смирения, которое нам дарует благодать Божия.