В субботу 22 марта Православная Церковь празднует день памяти сорока севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, на территории современной Турция) в 320 году при Ликинии. Воины были родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако забежав туда, сразу умер. Один из римлян, Аглай, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли.
Евангелие дня повествовало о трапезе Господа Иисуса Христа в доме мытаря Левия: «Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2: 14-17).
После чтения Евангелия архимандрит Амвросий обратился к прихожанам со словами проповеди:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Не здоровые нуждаются во враче, а больные. Я пришел не к праведникам, Я пришел к грешникам, чтобы их призвать к покаянию. Фарисеи, которые считали себя праведниками, не нуждались ни во враче для их душ, ни в какой помощи. Они не имели никакой нужды во Христе. И поэтому Господь им говорит, что к таким людям Он не пришел, которые в гордости своей считают себя праведными и достойными всякой похвалы. Он пришел к тем, кто нуждается в Нем, кто чувствует свой грех, кто хочет избавиться от всяко греха и беззакония.
Эти слова Христовы очень важны и для нас, дорогие братья и сестры, потому что как часто наше сердце уподобляется этим книжникам и фарисеям, которые чувствуют себя праведными, достойными благословения Божия и примером для всех. Как наше сердце часто в своей черствости осуждает, как эти фарисеи, тех людей, которые согрешают, которые не совершают все так, как должно быть в духовной жизни. Как наше сердце мало кается, уподобляясь этим фарисеям, как оно не чувствует нужды в исправлении своем, в перерождении, потому что гордость часто овладевает нашими сердцами. Самомнение, своеволие, — как они не дают нашему сердцу искать Господа, как не дают нашему сердцу быть таковыми, как те, к кому пришел Господь!
И действительно, Господь не пришел к такому сердцу, которое не чувствует своей вины, которое самодовольно, как фарисеи и книжники, и к тому же осуждает ближнего. Господь нам напоминает сегодня об этом важнейшем для нашей жизни, чтобы мы уподобились тем мытарям и грешникам, которые каялись, к которым Господь пришел. Важно помнить, что к черствому сердцу Господь не пришел, сердцу, которое самодовольно, не нуждается в Нем. Господь пришел к тому сердцу, которое чувствует свою вину, которое кается. Господь пришел к тому, кто Его ищет, кто чувствует, что он согрешил перед Богом, кто видит свой грех. Пришел к тому, кто слушает свою совесть, противостоит греху, борется с ним, хочет исправиться, хочет переродиться, хочет стать новым человеком.
Святые Севастийские мученики. память которых мы сегодня празднуем, не соблазнились, но остались на месте мучений, когда мучители предложили им, стоящим в ледяном озере, горячую баню. Один из мучителей увидел, как с неба на них сходит сорок венцов, а один из сорока побежал в баню, и он присоединился к мученикам и принял сороковой венец. Эти сорок венцов – это благословение Божие на этих мучеников, и на каждого христианина, который терпеливо, спокойно все переносит в своей жизни. Он получает венец Христа Бога за свое терпение, за смирение, за кротость.
Мы должны помнить, что этот образ сорока мучеников и венцы, которые они получили – это путь христианский, путь преодоления в себе этих соблазнов, потому что мир этот зовет нас, как этих мучеников, в теплую баню от мороза. Но мир, который зовет нас не туда, куда Господь нас зовет, — это тот путь, который не только не получает венца, а гибельным является для человека, потому что если человек соблазняется соблазнами этого мира и грешит в нем, он развращается, не может отказаться от греха и гибнет в нем.
Сорок мучеников зовут нас к этой твердости христианского пути, без соблазнов, без искушений. Мы не должны искушаться тем, что предлагает нам мир вопреки воле Божией, а должны искать путь Божьей Благодати.
Сердце, которое кается, к нему пришел Господь, его утешить, ему дать благодать, ему дать мир, покой, радость. Сердце, которое кается, благословляется всегда Господом, потому что оно знает свей грех.
Чтобы угодить Богу, сорок мучеников севастийских стали на путь твердости, путь мученичества. Почему? Потому что их сердце было исполнено покаяния, исправления. Сердце исправляющееся всегда становится на путь терпеливого перенесения всего в своей жизни и отвержения соблазнов.
Пусть Господь нам поможет, взирая на этот пример сорока мучеников, твердо стоять на христианском пути, особенно в дни Великого Поста, когда мы должны преодолевать в себе земные страсти, похоти, то, что не приносит в нашу жизнь добра, разрушает, губит покой, мир, любовь и всякую благость.
Поэтому мы должны, помня это, в Великий Пост обретать эти сокровища небесной жизни, получая венец, увенчивающий наши старания. Пусть этот Великий Пост увенчается благословением Божиим, пусть наше сердце тоже получит этот венец стараний в преодолении себя, своих страстей, своих похотей, гордости, своего «я», своеволия. Как этого много в нашем сердце! А Господь пришел к каждому из нас, кто чувствует эту нужду в Нем.
Пусть Господь нас благословит молитвами сорока мучеников, которые, умирая, славили Бога, пели, вечность вносили своей смертью на землю. Мучитель, который видел это мученичество, восхищался: как люди, умирая, несут миру радость! Потому что они со Христом преодолели грех, не отдали себя страстям, а отдали себя правде, терпению, любви, кротости. Пусть сорок севастийских мучеников напомнят нашему сердцу, как сладок этот венец, который Христос дает человеку, который верит в Него. Будем просить сорок севастийских мучеников, чтобы они помогли, укрепили в молитве, укрепили в том, чтобы стоять до конца, особенно в Великий Пост, когда надо от многого отказаться, во многом заставить себя, чтобы получить благословение Божие.