Богослужение в Неделю 4-ю Великого поста, преп. Иоанна Лествичника

В Неделю 4-ю Великого поста, преп. Иоанна Лествичника, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и таинство соборования.

IMG_8201Воскресное Евангелие повествовало о чуде исцеления Спасителем одержимого юноши: «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк. 9: 17-31).

IMG_8190

По окончании чтения Евангелия архимандрит Амвросий обратился к прихожанам со словами проповеди:

О имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сей род ничем не может изыти, токмо молитвой и постом, — говорит Иисус Христос своим ученикам, когда они спрашивают Его о своей немощи, о том, что они не смогли помочь, когда отец привел к ним своего сына, одержимого духом немым, и просил им помочь исцелить его. Мы слышали, как Христос Спаситель выслушал рассказ этого отца о его сыне, о том, как мучит дух злой его сына, изгнал из него этого духа немого, и стал его сын здоровым и славящим Бога. Это все видели люди и ученики Христовы. Но ученики изумлялись, почему же они не смогли ничем помочь этому бедному отцу и его сыну. Почему же они, которым Господь даровал дар изгонять духов нечистых, не смогли в сей раз это сделать? И Господь им говорит важную заповедь. Ничем не может этот род изыти, злая сила из человека не может выйти, как только молитвой и постом.

Господь нас поучает, дорогие братья и сестры, об особой силе в душе человека, которая может много сделать в этом мире, исправить его. И Господь для того пришел, чтобы дать нам силу поста и молитвы, чтобы мы могли преодолевать все искушения и испытания в нашей жизни, все то, что противится Богу, все то, что привязывает нас к земле, к временному, к тленному. Господь пришел именно для этого, для того, чтобы дать нам благодатную силу себя переродить, сделать в душе своей человека, послушного Богу, исполняющего Его заповеди.

В дни Великого поста особенно важно помнить, что пост и молитва — это дар Божий, чтобы мы пользовались этим даром для своей души, чтобы этот дар поста и молитвы нас подымал над всеми проблемами, над всеми искушениями, над всем тем, что соблазняет нас. Ведь искушений много в нашем мире, и как важно помнить о том, что есть у нас этот постоянный дар, который помогает человеку прийти к Богу, слушать Его, отвергнуть лукавые мысли, которые ведут нас ко всему тому, что отделяет нас от Бога, и изгнать неугодные Богу желания из нашего сердца, которое не слушает Бога.

В дни Великого поста мы особенно видим, как помогает нам воздержание и обращение к Богу преодолеть в себе земного человека, страстного и лживого, не любящего и своевольного. Господь дал нам пост и молитву для того, чтобы мы помнили, что Он с нами в этом труде нашем, в воздержании и молитве, обращении к Нему.

В этом состоит и наша вера, дорогие братья и сестры. И Христос Спаситель прямо сказал Cвоим ученикам, почему они не смогли изгнать духа нечистого из отрока, – по своему неверию, по слабой вере своей. «О роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вас, — говорит Господь, потому что род и неверный и развращенный — это все противоположное этому дару поста и молитвы в душах человеческих.

Если человек следует этой заповеди Божией, заповеди поста и молитвы, он преодолевает в себе человека неверного и развращенного, который противостоит Богу, который ищет своего, который гордится и превозносится, видит только себя, свои страсти, свои  желания. А пост и молитва, преодолевая этого старого человека, взращивает нового, который, постясь и молясь, соединяется с Богом, живет для вечности, воздерживается от всего того, что искушает, обращается к Богу, укрепляя свой дух.

О роде неверный и развращенный — это обращение к нам, дорогие братья и сестры, чтобы изгнать из себя этого старого человека, неверного и развращенного, именно молитвой и постом. Потому что пост нам помогает овладевать своими чувствами, своими желаниями,  и мы становимся совершенно другими людьми, не от мира сего, не пристрастными к этому миру и не заземляющими свое сердце, а возводящими его на небо, к Богу, к Его правде, к Его царству, к Его любви, уводя от этого мира, эгоистического, гордого и развращенного, именно постом и молитвой, воздержанием и обращением к Богу.

И как важно питать в сердце желание поститься и молиться, потому что когда мы в дни Великого Поста совершаем это, как легко становится в нашей душе, как она уходит от соблазнов, как она хочет вечного, непреходящего, правды Божией и Его любви.

К этому нас сегодня Господь зовет, к этому зовут сегодняшние святые. Преподобный Иоанн Лествичник всей своей жизнью совершал подвиг поста и молитвы, и мы поем ему сегодня: «Пост, бдение и молитвы божественное дарование принял ты, отче святый, удостоившись великих даров, которыми служил приходящим к нему». Также и святой праведный Алексий, Человек Божий. Носит он имя Человека Божия, потому что с детства отверг этот мир, эти искушения, эти соблазны, ушел, странствовал на Восток, в Эдессу, чтобы научиться жить на земле небесной жизнью, воздержанием и молитвой, и когда он возвратился к себе домой и жил у своих родителей, они даже не узнали его, этого нищего, который был богат духом и благословлял всех, и своих родителей прежде всего.

К этому нас сегодня зовет Господь в дни Великого поста, чтобы мы стали не соблазняющимися и не влекущимися к этому миру. Потому что если мы не будем совершенствоваться в посте и молитве, этот мир будет довлеть над нашей душой, будет ее искушать и терзать всяким соблазном. А пост и молитва дадут покой нашей душе, пост и молитва дадут нам правильно на все смотреть и ко всему относиться духовно, как христиане, которые ищут вечных благ, Царствия Небесного и правды его, помня, что все остальное приложится им.

Всякую слабость нашу, всякие недостатки в нашей душе, которые привязывают нас к этому миру, ко грехам, мы можем даром поста и молитвы попрать и сделать себя непреодолимыми этими соблазнами, радуясь и веселясь о Господе. Особенно это важно в течение Великого Поста, и особенно в страстные дни и в Воскресение Господа нашего Христа Спасителя, ибо Он зовет, чтобы Великий пост стал плодотворным в нашей душе, чтобы молитва возвысила нас на небо, и чтобы мы радовались о Господе, дающем Себя на распятие и воскресающем для нас, для этого дара поста и молитвы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *