Беседа о милосердии

Без памятования о милосердии Божием не может быть милосердия в нашем сердце. Существо милосердия – это явление божественное. Оно невозможно без Бога. Источник милосердия – Сам Бог. Человек теряет связь с Богом, теряет связь с источником милосердия. Человек сам по себе не может быть милосерд по природе, он остается без Бога и должен думать, как ему справиться с тем, что он должен все делать сам. Быть человеку одному – это ад. А светское общество любит именно это, этот ад. Светский человек говорит: я сам себе хозяин, справлюсь и управлю. Но это не истина, это ложь. С одной стороны, если человек сам, он не справится, с другой, он отчаивается. Если он остается сам, значит, он знает, что он не только ограничен и слаб, но и смертен. Он остается с отчаянием. Человек, который остается сам, остается со своими немощами, ограниченностью, с чувством, что все кончается. Как он может милосердствовать, если у него одни проблемы и страсти? Если он сам с собой, ему все мало, а если бы он был с Богом – у него было бы все.

Быть милосердным – значит жертвовать себя другому. Это верующему просто, а далекому от веры, у которого только проблемы, и ему всего мало, очень трудно. Хотя надо сказать, что в сем мире еще есть некоторые ценности, но все же человек без Бога — он эгоист по природе и не может милосердствовать. А если милосердствует – с определенной мыслью: что мне принесет мое милосердие? И милосердие приходит к корыстолюбию.

Милосердие – это явление божественное. Без Бога оно не имеет источника. В нашем обществе оно иссякает, т.к. человек без Бога, без веры в Бога, по природе не может быть милосердным, он эгоист, у него одна проблема – как выжить, и наилучшим образом устроиться, чтобы не терпеть состояния ограниченности, немощности, конца. Человек все делает, чтобы справиться со своим состоянием.

Когда он остается в своем эгоистическом состоянии, он погружается в то, кем был лукавый раб из притчи о двух должниках, которая звучала в чтении Евангелия и на сегодняшней проповеди. Лукавый раб получил дар прощения, ему царь простил большую сумму денег. Почему он так ужасно себя повел, не поступил так же, как с ним поступил царь? – Потому что он был эгоист. Получил этот дар и не поблагодарил Бога, принял его как должное. Но простить должнику – это не должное. Должное – воздать. А эгоист мнит себе, что так должно быть. Если мы не благодарим Бога за Его милости, нас встретит то, что встретило этого лукавого раба – будем давить ближнего. Кто такой эгоист? – Все для него должно быть. Может, лукавый раб и подумал о царе: он же царь, мог бы и подарить что-то! Мог, но только благому рабу.

Так и в духовной жизни. Когда человек благодарит Бога за маленькое, Он дарит ему большое. А если человек не благодарит, отнимается у него и то, что есть. Почему раб назван лукавым? – Потому что он пришел, попросил потерпеть, а царь не только терпел, но и все ему простил. Понимал, что ему грозит. А когда все прошло, эгоизм не только воспринял это как должное, а может быть, даже и подумал, что этого ему мало. Лукавый раб не только утвердился, но и возрос в своем эгоизме. Набросился на своего должника, должного ему всего лишь сто динариев.

Если мы забываем о милосердии Божьем, эгоизм возрастает и давит должника. Лукавый раб начал его бить, налетел на него – отдавай тут же, и поскольку тот не мог ему отдать долг, вверг его в темницу. Когда мы не благодарим Бога за дар, данный нам, наш эгоизм восстает и требует своего, душа такого человека становится ненасытной, жестокой и неуправляемой. Лукавый раб не мог с собой справиться. Как страшен человек, который не благодарит Бога! Но проблема не в этом, а в том, что он не кается. Поэтому царь вынужден был его тоже ввергнуть в темницу, пока не отдаст долг, то есть, не исправится.

Неблагодарность страшна тем, что сердце черствеет и неспособно покаяться. Современный мир все мерит эгоистически, и человек черствеет в этом мире, становится жестоким и непримиримым. Лукавый раб получил прощение тьмы талантов, должен бы был только благодарить за это Бога. Из этого мы должны исходить. Человек не может устоять, если он не благодарит Бога. Он не устоит в своей жадности, своей жестокости, потому что он поступает неправильно. Он идет путем, который перечеркивает само милосердие. Почему царь вверг его в темницу? – Потому что он будет и дальше продолжать действовать так, как он поступил со своим должником, поэтому надо было его остановить.

Вот как страшно не поблагодарить Бога. Почему верующий человек не может забыть милосердие Божие? – Потому что он понимает, что он заслужил наказание. Верующий человек – это тот, кто знает, что он согрешил и заслуживает наказание. Эгоист думает, что у него все нормально, так, как должно быть. А верующий помнит, что он – грешник, что ему надо каяться, исправляться. Христос эту притчу для того дает, чтобы мы поняли, что если не будем благодарить Бога, будем скатываться до состояния лукавого раба. Это закон нашей природы. Если вам простили, и вы это восприняли как должное – значит, все в вашей жизни извращается. Эгоист мнит, что он что-то значит. Должник может так мнить о себе?

Что значит в духовной жизни лукавый раб? – Это может быть и христианин, который от Бога получает прощение своих грехов, но не прощает брату своему какого-то проступка, — Господь за это наказывает. Потому что Он ему простил множество, а тот малого не может простить.

Все в жизни нашей зависит от нашего сердца. Сердце ориентируется на вещи, которые уму не постичь. Сердце знает добро и зло. Ум не может постичь, что такое добро и зло по существу. А сердце это знает. Истинное доброе сердце – то, которое, видя добро и зло, преодолевает в себе эгоизм, который зовет ко лжи, и направляет себя только к добру. А сердце, которое склонилось к эгоизму, уже лжет и получает то, к чему склонилось. Суд Божий раскроет то, что внутри человека, и никто не сможет сказать, что он не согласен, потому что все будет открыто. Христианство – это внимание к совести, к сердцу, к внутреннему состоянию человека. Поэтому христианство кроме этого не ищет ничего. Господь сказал: «Обратитесь, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Я пришел на землю – значит, надо покаяться». Тьма – это человеческие желания, которые не согласны с совестью, и наоборот, свет – это желания, которые согласны с совестью. Когда человек делает то, что с совестью несогласно, он убегает от света, не любит свет, который обличит его безобразие.

И милосердие зависит от света и тьмы. Тьма не может милосердствовать. Человек, который спорит с совестью, не может милосердствовать. Милосердие – это божественное явление. Милосердствовать может только Бог и человек, который с Богом. Пока человек остается в себе и не благодарит Бога за дар, он по существу не может быть милосердным и становится как лукавый раб. Мы не должны принимать все, что Бог нам незаслуженно дарует, как заслуженное, это ложь. Ты должник. Должнику Господь прощает не потому, что он оплатил, а потому, что он не оплатил. Христианин все время помнит свой грех. Эгоист будет говорить: лучше бы было оплатить, чем быть вечным должником. Любовь и эгоизм – две противоположности. Любовь хочет угодить Богу, потому что Он – источник всего. Любовь говорит: без Бога у тебя ничего не получится. Поэтому эгоисту невозможно самому исправиться. Верующие знают, как с собой трудно справиться. Может ли эгоист справиться со своими мыслями, желаниями? Господь нам прощает тьму талантов, тьму наших грехов.

Если Бог прощает нам тьму грехов, неужели мы не простим сотенку проступков своему ближнему, помня о том, что Господь сказал апостолу Петру: в день он должен прощать до семижды семидесяти раз? Эгоист мало того, что принимает за должное прощение, но и не воспринимает того, что делает проступки. Лукавый раб не считал себя должником, он думал, что он чистенький, а тот, кто ему должен – нечистый. Мы тоже вместо того чтобы заниматься судом своего греха судим ближнего.

Эгоист не может понять, что такое милосердие, он не воспринимает его. Как страшно забыть о своих грехах и начать давить ближнего! Почему лукавый раб так назван? – Он забыл свой долг. И в конце сказал Господь: как вы не простите своему брату, так и Господь вам не простит. Как мы судим ближнего! Почему осуждение – самый распространенный грех? – Потому что эгоистическое общество в нас это заложило.

Мы не должны ориентироваться на земную справедливость. Но если христианин пребывает с Богом, он влияет и совершенствует земную справедливость. Например, мч. Лаврентий светил большой массе народа, которая видела учиненную над ним несправедливость. И язычники проиграли. Он не давил на земную справедливость. И народ ему поверил. Его убили, но народ же не убили!

Если бы мы помнили о своих грехах, мы не судили бы ближнего. Верующий человек говорит: я вижу только некоторые его проявления, а ничего не знаю. А свои грешные проявления я знаю, и если не внимаю им, то сужу мелкие внешние проступки ближнего. Лукавый раб себя не видел должником, и поэтому тот, кто был должен ему сто динариев, был виноват перед ним. Как это страшно, когда человек забывает о своем долге — тьме талантов, — а размышляет о ста динариях – проступках ближнего! Если мы забываем о своих грехах, всегда будем давить ближнего. Для этого Бог сказал: если не простите брата, Бог накажет вас.

Благой раб никогда не забудет свой долг. Большая благость чувствовать себя вечным должником. Эгоист говорит: лучше избавиться от этого груза. А смиренный верующий говорит: каково милосердие Божие! Об этом речь идет. Эгоист не любит милосердия. Он кричит: все оплати. А верующий: это безумие, мы не можем оплатить свои долги, даже если исправим свою жизнь. Без Бога мы не можем это сделать, с Богом это трудно, а без Него – вообще невозможно. Благой раб не только помнит, что он должник, но он вечно благодарит Бога за его милосердие. Почему это важно? – Потому что он всех подряд простит. Все проступки ближнего – это ничто. Но если мы забыли о том, что Бог нам простил – они будут огромные, будут кричать. Благостный должник никогда не забудет не только свой долг, но и милосердие Божие. По-настоящему, милосердие никогда нельзя забыть. Оно дало жизнь, оно дало совершенно другую ситуацию, возможность дальше действовать, исправляться и угождать Богу. Если бы лукавый раб принял прощение и был благодарен и никогда не забыл этого, он бы встретил своего должника и простил его, и сказал бы ему: это ничто, помня о том, что Бог ему простил множество. Милосердие по существу – значит дать жизнь снова и снова. Когда Господь нам милосердно прощает, Он нам дает новое бытие, новую возможность. Если мы получаем прощение на исповеди, каемся, это значит, что человек помнит, что он согрешил и обещает исправиться. Господь нам даром дает прощение. Исповедь – это второе крещение. Что значит простить грехи? – Бог возрождает человека. Создает новое творение, как нас учит апостол Павел. Если мы это понимаем, мы никогда не забудем, что было старое, и что есть новое. Мы знаем, как грех давил нашу душу, и как после исповеди легко становится. А часто бывает, мы получили дар и забыли, как лукавый раб. Но проблема в том, что забыв, мы не забыли ближнему его проступок.

Что такое милосердие? – Даю и все, незаслуженно. Оно есть. Я заслужил наказание, а Господь меня милует. Мы разбили сосуд нашей души, — вот тебе новый! Новое рождение. Но как можно забыть то, что было старое? Если мы забыли – уподобляемся лукавому рабу. Вот почему так важно помнить, что ты должник! Это обновляет, это жизнь, существо, правда, истина. Если я не помню милосердие, я остаюсь во лжи и гнусном состоянии.

Зло изгоняется добром. Если человек делает добро, оно будет приносить плоды. И как бы зло ни противилось, победит добро. Зло воевало против мучеников и проиграло. Язычники Римской империи стали христианами.

Мы творим добро, и Господь всем управляет. Сколько бы мы ни делали добра, оно в руках Божиих. И от Бога зависит, сколько проявляется добро, сколько проявляется зло. Часто мы творим добро и не видим плода, а он потом приходит. Один сеет, другой жнет.

24.08.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *