Чтение Великого покаянного канона преп. Андрея Критского

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста на Свято-Амвросиевском приходе служилось Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преп. Андрея Критского на славянском и молдавском языках. Великий покаянный канон настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) читал в сослужении других священников за Великим повечерием вечером и днем для тех, кто не мог присутствовать на вечернем богослужении.

В среду 1 марта днем после чтения канона о. Амвросий обратился к прихожанам со словами проповеди:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«От юности, Христе, заповди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие». Этими словами начинается сегодняшний Великий Покаянный Канон преп. Андрея Критского и взывает к нашему сердцу осознать, что, действительно, от юности нашей мы преступаем заповеди и пренебрегаем ими, поддаваясь страстям своим.

И пусть наша жизнь наполнится глубокого осознания нашего всестрастного небрежения заповедей Христовых. Это небрежение вводит нас в уныние, и в этом унынии мы проводим нашу жизнь. Если мы поддаемся нашим страстям, они не приводят к радости, а приводят к печали. Поэтому мы сегодня со святым Андреем Критским взываем: «унынием преидох жизнь мою». Унынием, потому что поддаемся мы страстям своим, слушаем их и приходим к унылому нашему житию.

Но Четыредесятница, чтение Великого Покаянного Канона — это время, когда мы можем, глубоко в нашем сердце раскаявшись, увидев, как мы преступаем заповеди и всестрастно пренебрегаем ими, прийти к покаянию. И мы взываем: Господи, спаси мя, дай мне силы не поддаваться этому искушению, этим страстям, которые со всех сторон движутся на нас и подталкивают к этому всестрастному преступлению заповедей.

Всестрастное пренебрежение заповедями. Именно так и происходит в нашей жизни. Поддавшись нашим страстям, мы топчем заповеди Божии этими страстями, пренебрегаем ими и входим в уныние. И во дни Великого поста мы все больше и больше видим, как мы всестрастно пренебрегаем заповедями Божьими.

Каясь и зная свои слабости, мы должны укрепляться в противостоянии этой волне страстей, которая движется на нас. Мы должны в покаянии, в осознании этого противостать этому всестрастному пренебрежению заповедями, возлюбить заповеди Божии все больше и больше, чтобы страсти, которые охватывают нас, были бессильны.

Но бессильными наши страсти становятся только тогда, когда мы их видим, осознаем и восстаем против них. Как их много! Как нам хочется ближнему указать, как нам хочется совершить так, как нам хочется, а совесть говорит: претерпи. Сколько нестроений входит в нашу жизнь, если мы поддаемся своим страстям, своей гордости, своему тщеславию, и совершаем так, как нам хочется, совершенно пренебрегая ближним!

А ближний — это тот, которого Господь дал нам в нашей жизни, и мы должны его претерпеть, с ним должны идти ко спасению. Каким бы он ни был, но с ним, принимает он, или не принимает заповеди Божии, веру, Церковь. Мы не должны этим огорчаться, а наоборот, должны все больше и больше возлагать надежду на Бога и не поддаваться страсти, которая уводит нас от смирения, от кротости.

Мы пренебрегаем из-за страстей заповедями Божиими. Если бы мы смогли глубоко в сердце осознать, как всестрастное небрежение мы можем с Божьей помощью остановить и не поддаться ему, это была бы большая радость в нашей жизни.

К этому зовет нас Церковь в дни Великой Четыредесятницы, — противостать желаниям нашим, хотениям, всему тому, что разрушает наш мир, наш покой, наши отношения с ближним.

И пусть тишина Святой Четыредесятницы водворится в нашей душе, и мы преодолеем многие наши страсти. Если мы ближнего примем таким, какой он есть, мы не будем впадать в уныние. Если мы слушаем Бога и принимаем ближнего таким, какой он есть, Господь нас благословит и не будет уныния в нашем сердце. А когда нам не хочется спокойно все перенести, всестрастно пренебрегая заповедью Божьей, мы впадаем в уныние.

И действительно, если бы в этой тишине мы смогли увидеть наши страсти, наши желания, наше небрежение, мы бы преодолели многое в нашем сердце, были бы радостны, даже тогда, когда ничего не удается. Ведь мы православные христиане, и мы понимаем, что Господь ставит каждого человека, особенно верующего, который пребывает в благодати Божьей, в наилучшее положение, и верующий человек всегда успешен в вечной жизни.

Если земное нам дарует Господь, то, тем более, небесное мы обретаем нашими усилиями. Поэтому наши трудности не должны вводить нас в печаль. Наоборот, если мы остановим наше всестрастное небрежение, мы обретем радость пребывания с Богом.

И сколько бы у нас трудностей ни было, сколько искушений, испытаний, того, что в нашем сердце мы носим, сколько бы ни было этого, мы с этой борьбой со своей страстью никогда не потеряем радость. Даже если нам ничего не удастся, это не должно нас низлагать, наоборот, если мы не успеем в земной жизни, но успеем в вечной жизни, неуспех во временной жизни ничего не значит.

Но, прежде всего, если мы унываем, — значит, пренебрегаем всестрастным небрежением заповедью Божией, преступая ее. Это слова Великого Покаянного канона преп. Андрея Критского, которые взывают к нашему сердцу: молись, останови себя, не дай обладать тобой страсти, твоими желаниями, твоими пониманиями, твоими видениями, твоими представлениями. Их очень много у нас, но мы их должны остановить, чтобы Господь все управил, и тогда возрадуется наше сердце.

Четыредесятница — это радость, потому что мы во многом можем себя остановить, многое совершить с добрым, радующимся сердцем. Пусть Господь нам поможет и дарует радость преодоления своего греха. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *