Богослужения в праздник св. апостола Андрея Первозванного

Во вторник 13 декабря, в праздник святого апостола Андрея Первозванного, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и молебен перед иконой св. апостола Андрея.

В праздничом евангельском чтении было прочитано зачало о призвании Господом Иисусом Христом первых апостолов: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́,- что значит: учитель,- где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1: 35-51). После чтения Евангелия на ночном богослужении настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос», — восклицает апостол Андрей, придя к своему брату Петру. Восклицает из глубины своего сердца о радости, о которой трудно сказать, и только сердцем можно выразить глубину, неизреченность радости встречи апостола Андрея со Христом Господом.

Мы слышали, как евангелист апостол Иоанн Богослов описывает встречу Христа Господа с первыми учениками и говорит о том, что Иоанн Предтеча своим ученикам сказал, что это Агнец Божий, который берет грехи мира на Себя. И ученики Иоанна Предтечи, послушав своего учителя, пошли за Христом и прочувствовали, как это велико, как это неизреченно, сердцем коснуться Самого Господа, истины, правды, любви.

Два ученика Иоанна Предтечи пошли за Христом, были с Ним и, насытившись пребыванием со Христом Господом, возвратились домой с неизреченной радостью.
И апостол Андрей Первозванный называется этим словом потому, что первым пошел за Христом, первым прочувствовал незиреченность пребывания с Господом и побежал к своему брату возвестить ему о том, что произошло с его сердцем. «Обретохом Мессию», — говорит апостол Андрей апостолу Петру, своему брату, сердцем, изливающим неизреченную радость, которая исходила из глубины его души, свидетельствуя о том, что он нашел Саму Жизнь, нашел Того, Кто меняет сердце, нашел Того, Кто дарует его сердцу радость и изгоняет печаль.

Апостол Петр, услышав это свидетельство своего брата, пришел ко Христу, уже вдохновленный этим свидетельством Первозванного апостола, который сразу убедил его, что Тот, Кого они нашли – это Тот, о Ком писали Моисей и пророки, Тот Мессия, Которого ждет израильский народ. Он с верою пришел ко Христу Господу и услышал от Него то, что пребывало в его сердце. Христос Господь увидел, как апостол Петр поверил своему брату, поверил сердцу, которое свидетельствовало об этой неизреченной встрече, и поэтому назвал брата апостола Андрея Симона Кифой, Петром, — то есть, скалой, которая символизирует веру.

Мы слышали, как Христос Спаситель призвал Филиппа, который также почувствовал в глубине своего сердца, Кто есть Христос, позвал Нафанаила, который, хотя и не поверил, но пошел встретиться со Христом, потому что неизреченным было сердце апостола Филиппа, и также поверил, встретившись с Господом.

Мы празднуем ныне праздник святого апостола Андрея Первозванного и благодарим его за эти слова – «Обретохом Мессию, о Котором писал Моисей и пророки». Мы благодарим его за свидетельство его сердца, которое, встретившись с Господом, свидетельствует о том, что оно нашло Того, Кого сердце по своей природе ищет – своего Творца, источник жизни или, как Сам Христос сказал, путь, истину и жизнь. Этого ищет по природе Богом созданное человеческое сердце. Но в этом мире оно находит его только тогда, когда встречается с Самим Господом.

Поэтому апостол Андрей Первозванным первый пошел за Христом, и первый засвидетельствовал, что значит идти за Христом. Это значит обрести, найти Мессию, как мы поем в сегодняшнем кондаке: «Обретохом Желанного». Желанного, потому что сердце человеческое создано именно для того, чтобы встретить, найти Того, Кто его меняет, Кто может принести в него саму жизнь и дать ему неизреченную радость, которая, наполняя его, не дает ему никогда печалиться.

Сегодня в апостольском чтении апостол Павел говорит об этом коринфским христианам. Кто они, святые апостолы? — Те, которые обрели, нашли Желанного и всем о Нем проповедуют. Он прямо говорит: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 5: 12-13). И затем он говорит им: «Подражайте мне, как я Христу».

Апостол Павел свидетельствует об этом, потому что сердце его наполнилось истинной встречей со Христом. И апостол Андрей – первый из тех, кто наполнил свое сердце благодатью встречи со Христом и понес эту проповедь в наши земли, на Киевские горы, провозгласил там о будущем величии и града Киева, и всей страны этой, о том, что она найдет Желанного. И действительно, Киевская Русь, приняв христианство, начала следовать Евангелию, потому что оно перерождает душу.

Славя сегодня апостола Андрея Превозванного, мы славим того, кто зовет нас, дорогие братья и сестры, обрести Желанного, обрести Того, Кто поможет человеку преодолеть себя, свои страсти, свои слабости. Апостол Андрей Первозванный зовет нас, дорогие братья и сестры, обрести Мессию, обрести Того, Кто поможет нам совершить то, к чему Он Сам нас зовет : «отвергнись себе, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8: 34).

Но чтобы обрести Желанного, надо преодолеть в себе себя, свой эгоизм, свою гордость, свое тщеславие. Чтобы сердце наше коснулось Этого Желанного, чтобы оно Его обрело, надо очень много приложить усилий, чтобы искренне, сердечно принять Евангелие Христово.

Апостол Андрей Первозванный, говоря: «Обретохом Мессию», свидетельствует о том, что он нашел Того, Кто помогает ему преодолеть себя и следовать правде, следовать чистоте, любить саму правду, любовь и чистоту, ту красоту, которую создал Господь, творя нашу душу, творя наше сердце, которое, как блаж. Августин говорит, ищет и не может успокоиться в этом поиске, пока не найдет Самого Господа и не почиет в Нем.

Апостол Андрей Первозванный нас к этому зовет: чтобы принять Христа Господа, Его Евангелие, сердце должно изгнать старого нашего человека, любящего гордость и своеволие, и ввести в него желание следовать только за тем, что дарует нам радость. Ведь мы много принимаем того, что радость нам не приносит, а приносит только одну печаль, и забываем о том, что мы должны обрести Мессию, Желанного в нашем сердце, чтобы оно наполнялось радостью и славило Бога.

Также и после дневного богослужения о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим», — поем мы в сегодняшнем праздничном кондаке, восхваляя апостола Андрея Первозванного, который услышал от своего учителя об Агнце Божьем, Который примет грехи мира на Себя, последовал за Ним и почувствовал своим сердцем, какая сила пребывать с Агнцем Божьим, Христом Спасом. Об этом он свидетельствует своему брату Петру, и об этом он несет проповедь миру сему.

Имея имя Андрея, «мужества», «мужества тезоименитаго», — он мужественно прошел многие земли. Прошел он берега Эгейского и Черного моря, пришел на Киевские горы, водрузил там крест, научил народ этой земли следованию за Христом, пошел на север и в другие страны, мужественно проповедуя Христово Евангелие. Проповедуя то, что дает человеку новую жизнь, необычайную силу все спокойно переносить, следуя словам Христа Господа.

И этому мужеству последовал народ, которому он проповедовал, принимая в середине IX-го и в конце X-го века крещение и следуя этому мужеству своего апостола, потому что он увидел в этом смысл своей жизни.

Почитая апостола Андрея Первозванного, мы почитаем мужество, с которым он нес свою проповедь. Долгое время наши предки, зная о проповеди Андрея Первозванного, все еще пребывая в язычестве, хранили память об этой проповеди и смотрели на нее как дар от Бога. И действительно, проповедь апостольская – это возрождение человеческих сердец, это обретение мужества.

Мы слышали, как в сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел обличает коринфских христиан, которые по своей слабости начали размышлять о своей силе, о правильности своей жизни, вместо того, чтобы каяться и видеть в этом силу. Поэтому апостол Павел прямо говорит: «мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии» (1 Кор. 4: 10). И зовет их к преодолению гордости своей, которая является самой большой слабостью человеческой, зовет их к мужеству преодоления себя, зовет их отвергнуть себя, как Христос учит, взять крест свой и следовать за Ним. Апостол учит коринфян мужеству стать смиренными и кроткими христианами.

Вот какое мужество проповедовал этот тезоименитый мужеству апостол, Андрей Первозванный. И нас он зовет, дорогие братья и сестры, преодолеть свои слабости, свою гордость, свое тщеславие, и стать сильными, крепкими, мужественными в духовной жизни. Духовная жизнь — это сплошное преодоление себя, потому что до тех пор, пока мы не придем к смирению и кротости, мы являемся слабыми и немощными. А сила Божия совершается в мужественно преодолевающем себя сердце.

Будем просить святого апостола Андрея Первозванного, чтобы он помог обрести мужество нашему сердцу своими молитвами, помог смотреть на жизнь, как на дар Божий. Потому что мужество несет новую жизнь, жизнь, которая должна совершенствоваться, возрастать, утверждаться, укрепляться, но только через преодоление себя. И когда мы мужественно боремся с тем, что нас разбивает, в нашей душе появляется покой. Это и есть преодоление себя – мужественно, спокойно на все смотреть в своей жизни, с радостью благодаря за все Бога.

Когда наш эгоизм нас разбивает, мы должны мужественно, спокойно все перенести, надеясь на Бога и помня, что мужеству тезоименитый апостол Андрей Первозванный нас зовет к силе духа, который, может быть, разбивают со всех сторон, но он остается крепким, потому что стоит на камне веры во Христа Господа. И если мы смиренны и кротки, мы можем возрастать в силе, а потом Господь дарует нам все необходимое для нашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *