Богослужение в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

В воскресенье 6 июля, в Неделю 4-я по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия и панихида по упокоившемся о Господе Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украине Владимире. После панихиды настоятель архимандрит Амвросий (Макар) в своем слове благодарил прихожан за сердечные молитвы о новопреставленном Митрополите Владимире, вспоминая о двух его архипастырских посещениях нашего прихода в 2008 и 2009 годах и акцентируя внимание на величественности его архипастырского и предстоятельского служения в Украинской Православной Церкви.

IMG_6972В воскресном евангельском чтении прозвучало повествование о чудесном исцелении отрока по просьбе римского сотника: «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой, ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8: 5-13). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши, — говорит сотник Христу Господу, когда он просил Христа дать здоровье его отроку. Сотник, зная, что Христос исцеляет, воскрешает мертвых, пришел к Нему со смирением, с кротостью, и попросил для своего отрока, который болеет, здравия. Христос Спаситель ему прямо говорит: приду к тебе и исцелю его. Но сотник, слыша эти слова Господа, прочувствовал свое недостоинство, чтобы к нему, в его дом пришел Сам Господь, Который исцеляет больных, воскрешает мертвых, изгоняет бесов, Он, за Которым тысячи и тысячи людей ходит каждый день. Он ко мне придет – я недостоин, — подумал сотник, и говорит Ему: Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши. Скажи только слово, и исцелеет отрок мой. У меня тоже есть власть, которой я пользуюсь и говорю своим солдатам: иди туда — и они идут, сделай то — и они делают.

Христос, видя кротость сотника, обратил внимание всех, следовавших за Ним, что такой веры Он не нашел в израильском народе. Потому что сотник был язычником, из римской армии. Он, видя чудеса, по-своему веря в Господа, понимал, что Господь совершает необычные дела, проповедуя Евангелие. Его сердце было наполнено верностью Христу Господу. Он смотрел на эти чудеса как на величайшее явление в его жизни и чувствовал, как он недостоин видеть эти чудеса. Когда Господь ему сказал, что придет в его дом, он почувствовал, как любит его Господь, как Он готов к нему прийти. Но его вера в Господа была настолько благодарна, что его сердце чувствовало, как оно далеко от того, чтобы принять Господа в своем доме. И сотник восклицает: я недостоин!

Именно в этом состоит, дорогие братья и сестры, сила веры: я недостоин, Господи, чтобы Ты пришел в дом мой. Чувствовать это недостоинство – это действительно глубокое в сердце покаяние, исправление, изменение. Потому что вера – это есть наша любовь к Господу, это есть наше чувство недостоинства. Потому что мы непослушны нашему Господу. Сколько мы совершаем неугодного Ему, и как мы должны каяться, исправляться и чувствовать свое недостоинство!

Об этом нам сегодня говорит сотник своей верой, о которой Господь говорит, что не нашел он такой веры в израильском народе, такой прямой, отданной Господу веры, которая дает человека видеть Господа, видеть Его любовь, Его благословение, Его благодать и чувствовать свое недостоинство. Об этой вере говорит нам сегодня Господь, и мы слышали из Евангелия, как Господь сказал сотнику: иди и так, как ты веришь — да будет тебе. И в этот же час выздоровел отрок. По вере, по преданности сотника Господу. Он же был отдан Самому Господу. Он же чувствовал свое недостоинство.

А быть отданным Господу грешному человеку – это, прежде всего, чувствовать свое недостоинство. И как трудно нашему сердцу возрастать в вере, если оно не чувствует его! Ведь само покаяние – это воистину чувство своего недостоинства. Если мы каемся в своих грехах, мы чувствуем, как мы виноваты перед Богом. Чувствуем, как мы преступаем Его Закон, как мы отвергаем его, как мы следуем своим страстям, своим желаниям. Если мы воистину каемся, мы чувствуем, как мы противостоим Закону Божию, как нам Закон Божий говорит одно, а мы совершаем другое, как мы недостойны милостей Божьих, как наше сердце далеко от того, чтобы быть достойным Господа.

А ведь к этому нас зовет Господь, Евангелие. Чтобы мы чувствовали свое недостоинство и изменялись. Потому что тот, кто чувствует, что он согрешил, что он совершил неугодное Самому Господу, Всеблагому, Милосердному, чувствует, как он недостойно поступает. И это чувство недостоинства делает нас Божьими детьми. Мы через это чувство соединяемся с Ним.

Ведь сотник, когда сказал, что недостоин есмь, исповедовал своей жизнью Господа Христа, Который пришел к человеку для того, чтобы ему помочь увидеть себя, увидеть, насколько мы своевольны, своенравны, эгоистичны. Ведь об этом речь идет, когда мы слышим эти слова сотника: Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров дома моего.

Как важно, дорогие братья и сестры, видеть свою жизнь перед Богом, неугодную Ему. Только тот человек, который видит, что он неугоден Богу, будет каяться, будет благословленный Богом и всегда будет взывать: Господи, я недостоин этого благословения. Апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении об этом говорит христианам, обратившимся из язычества: обращает их внимание на то, какая жизнь была в язычестве и какой она должна быть в христианстве. Как вы отдавали себя нечистоте и беззаконию, таким же образом теперь отдавайте себя святости и правде. Отдавать себя – к этому надо себя принуждать, чтобы переродиться из старого человека в нового, из человека, который живет своевольно, своенравно, сделаться человеком, послушным Богу и любящим Его.

Но только тогда это может происходить в душе, когда мы видим, как мы неугодны Богу, как мы на каждом шагу делаем то, что нам хочется, противостоя совести нашей, противостоя тому нашему христианскому сознанию, которое говорит: нельзя. Когда мы должны что-то в своей жизни совершить по-Божьему и не совершаем, мы должны всегда помнить об этих слабостях наших, помнить о том, как мы легко переступаем Закон Божий нашими мыслями, словами, делами. Если мы не следим за своей жизнью, не будет глубокого покаяния, которое скажет: Господи, я не достоин Твоего благословения, Твоего благоволения, Твоей благодати, Твоего прощения, Твоих даров. И ведь это так, потому что, несмотря на наши грехи, Господь нам дарует многое. Он приходит к нам, Он стоит рядом с нами, чтобы помочь нам увидеть себя. Насколько мы непослушны, насколько наше сердце испорчено и как оно соблазняется, как оно не может устоять перед искушением, потому что не кается в своей глубине, потому что не чувствует своего недостоинства.

Вера сотника, которую Господь поставил всем в пример, должна нам напоминать, дорогие братья и сестры, что вера наша зависит от нашего внимания к нашей жизни. Как мы относимся к тому, в чем нас совесть обличает. Нас совесть должна об этом спросить. Если мы относимся сердечно, внимательно, то мы будем чувствовать, как мы противостоим Закону Божию, Заповедям Божиим, Евангелию, как мы не следуем тому, что Господь нам говорит. И когда мы будем это видеть, будем каяться, будем просить у Бога прощения, будет наше сердце сокрушаться, плакать перед Ним. Тогда мы будем чувствовать, как мы недостойны, и что такое вера сотника. Как это, прочувствовать свое недостоинство, и откуда это чувство, величайшее, самая великая вера.

Как это прочувствовать в своей душе? – Только вниманием к своей жизни, ко всему тому, что происходит в нашей душе, в нашем сердце. Сколько мы не совершаем того, что нам Господи велит через нашу совесть, как мы преступаем Закон Божий. Вера сотника должна звать нас, дорогие братья и сестры, к глубокому покаянию, к видению своего недостоинства. Потому что вера — это действительно величайший дар Божий в душе человека. Но он не приходит сам. Душа наша должна приложить усилия, чтобы увидеть себя непослушной, своевольной, своенравной перед Богом, эгоистической, себялюбивой. Когда мы это будем видеть, как в нашем сердце будет много происходить изменений, как оно начнет любить, как оно начнет благословлять, как оно начнет терпеть, как оно начнет смиряться, быть кротким! И все это именно тогда, когда оно чувствует, что он недостойно Божьего благословения, что любовь Божья, все прощающая нам, – это величайший дар для нашей души. Если мы будем как сотник внимательны к своей жизни, мы всегда в глубоком плаче будем каяться, чувствовать свое недостоинство, свою неугодность Богу. И только в этом чувстве есть благодать Божия. Только эта вера действует, как у сотника – по вере твоей будет тебе, — и в сей же час отрок исцелился. Это сила веры.

Итак, сила веры зависит от нашего внутреннего состояния, от того, чувствуем мы свое недостоинство, или не чувствуем. Если мы не чувствуем свое недостоинство – где наша вера? Если наше сердце оправдывается перед Богом, о какой вере речь идет? Вера ведет к просвещению нашего сердца, вера — это свет, который укажет на наши грехи, наши преступления. И если мы будем внимательны, этот свет просветит наше сердце, и мы увидим, как мы слабы, как много надо трудиться над нашим сердцем, чтобы оно сказало: Господи, я недостоин.

Пусть Господь нам поможет глубоко в сердце это чувствовать и всегда хранить чувство своего недостоинства перед Богом. Потому что это — сила веры в сердце. Сам Господь в нем, в сердце, которое чувствует свое недостоинство перед Богом, свою неугодность Ему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *