Богослужение в день Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7 июля, в день праздника Рождества Святого Славного и Всехвального Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия, после которой была также отслужена панихида о Блаженнейшем Митрополите Владимире, в день его погребения. Вот как о событии Рождества Иоанна Предтечи повествует св. евангелист Лука: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк. 1: 1-25). После чтения Евангелия настоятель архимандрит Амвросий (Макар) обратился к верующим со словами проповеди:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Неплоды днесь Христова Предтечу рождают, — поем мы сегодня, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, и славим это рождество, действительно, величайшее на земле. Сам Господь Христос Спаситель говорит Своим слушателям и последователям, что нет на земле больше Иоанна Предтечи, родившегося таким славным образом, от неплодной Елизаветы и престарелого Захарии. Это действительно было чудо. Как мы слышали из Евангелия, многие, узнав об этом чуде, что неплодная родила сына, пришли к праведной Елизавете, чтобы с ней вместе порадоваться, поблагодарить Бога за это величайшее явление. Все пребывали в великой радости, благодарили Бога, особенно видя, в каких обстоятельствах он родился, будущий Предтеча Господень Иоанн. Как устрашился его отец, священник Захария, получив в храме, когда он совершал каждение, весть о рождении от него сына. И Ангел Господень, Архангел Гавриил, возвещая ему о совершении этого чуда, которому Захария никак не мог поверить, дает ему знак: ты не будешь говорить, будешь немым до тех пор, пока неплодная Елизавета не родит тебе сына. И Захария оставался немым, он не мог промолвить слова народу, совершая священнодействие, и возвратился домой. Елизавета действительно зачала и родила сына.

Когда родные и близкие собрались к Захарии и Елизавете, чтобы совершить обрезание младенца, они хотели назвать его Захарией, но Елизавета воспротивилась этому и просила назвать его Иоанном. Хотя она не знала о том, что возвестил Захарии Ангел, но когда Захария также написал – Иоанн да будет ему имя, — все, конечно, удивлялись и говорили: кто же будет этот ребенок? Все славили Бога, особенно Захария. Он настолько исполнился благодати Духа Святого, что стал пророчествовать о том, что этот родившийся таким чудесным образом младенец сердца многих обратит к Богу, многих приведет к истине и приготовит таким образом сердца человеческие для принятия проповеди Христовой, для принятия Его Евангелия.

Рождение Иоанна Предтечи – это действительно необъяснимое чудо. И мы, празднуя сегодня этот праздник, также славим Бога, таким чудесным образом давшего людям Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. И мы понимаем, что это чудо Господь совершил благодаря праведной жизни святых Захарии и Елизаветы. Как мы слышали из Евангелия, они были праведны перед Богом, исполняли весь Закон и предписания Господни. Именно об этом сегодня возвещает рождество Иоанна Предтечи.

Жизнь его праведных родителей – это действительно чудо, уже это чудо, которое дает чудесное рождение Иоанна Предтечи. Праведная жизнь святых Захарии и Елизаветы – это жизнь, в которой был Господь, жизнь, которая искала только волю Божию, жизнь, которая противостояла своей воле, себялюбию, своенравию. Святые праведные Захария и Елизавета – это праведники, которые не жили для себя, не жили, как им хотелось, не искали того, что человеку хочется и к чему его тянет. Более того, они все это отвергали. Отвергали ради Закона Божего, ради заповедей Господних. Их жизнь была лишь для Бога. Они понимали, что жизнь по заповедям Божиим – это самая большая радость в жизни человека.

Даже когда Елизавета была поносима, даже когда Захария выслушивал страшные обличения в свой адрес, потому что люди, видя эту чету, этих супругов, не могли понять, почему у них нет детей, думали, что они грешные и поэтому Господь им не дарует ребенка. Но святые Захария и Елизавета спокойно выслушивали несправедливые обличения и не восставали против них. В их жизни была радость, потому что они были с Богом, они могли спокойно переносить все неправедные обличения в их адрес, даже поношения, отвержение. Они спокойно смотрели на это непонимание их людьми и не только не отходили от Закона Божьего, но наоборот, еще больше держались его. Они знали, что в Законе Божьем их жизнь, даже если она поносима, даже если им трудно жить, даже если она не воспринимается в обществе. Для них это было ничто. У них было все, — у них был Закон Божий. Они понимали, что лучше жить Законом Божьим, следовать его предписаниям, чем жить по своей воле. Даже если нет у них детей, они все равно были счастливы, потому что Сам Господь был их жизнь.

Этому они учат нас в день рождества Иоанна Предтечи. Учат, как надо твердо держаться радости Закона Божьего, который питает души человеческие удовлетворением сердца. Святые праведные Захария и Елизавета сегодня торжествуют в этом послушании Богу. Потому что это самое великое в жизни человека – послушаться Бога и отвергнуть свою волю. Поэтому дал им Господь это чудо — родить святого Предтечу Господня Иоанна, того, который будет готовить сердца человеческие для христовой проповеди. Потому что они своей жизнью уже были в этой проповеди. Они любили Господа и им просто было переносить эти трудности, которые они переживали. Ведь они совершали угодное Богу, и Господь им даровал это чудо, даровал им Предтечу Господня, потому что они уже служили Господу, потому что их жизнь была этим светом, этой предтечей для Евангелия Христова.

Сегодня, в день праздника чудесного Рождества Иоанна Предтечи Господь говорит нам, как важно отвергать свою волю, свои желания, чтобы совершилось чудо в нашей жизни, чтобы наша жизнь была радостной, неземной, небесной. Для этого мы должны последовать величайшему примеру святых родителей Иоанна Предтечи, быть праведными перед Богом и исполнять Закон Божий. Потому что в нем, в Законе Божьем – источник нашей жизни. Сам Закон Божий – это и есть жизнь, настоящая жизнь человека. И наоборот, когда человек живет без Закона Божьего, его жизнь трудная, тягостная, отчаянная, пустая, мрачная, потому что в ней нет Самого Господа, Самой Жизни. Через Свой Закон Господь дарует человеческим сердцам жизнь в Нем, жизнь в нашем Господе, и дарует нам величайшие дары.

Мы должны об этом помнить, дорогие братья и сестры, славя и воспевая сегодня рождество неплодной Елизаветы, которая дарует миру великую милость Божию – Иоанна Предтечу. Но что дарует миру Иоанна Предтечу? – Верность Богу, Закону Божиему, следование предписаниям Божиим. Это всегда чудесно и неизреченно. Когда мы следуем Закону Божию, наша жизнь чудесна. Как она защищена, как она радостна, как она неописуема! Когда мы отвергаем свою волю и творим волю Божию, это действительно чудо на земле, к которому Господь нас зовет именно рождеством Иоанна Предтечи, потому что он родился от родителей, которые, следуя Закону Божию, жили в радости и веселии сердец.

Иоанн Предтеча нас зовет со своими родителями к этой твердости, чтобы наша жизнь совершалась по воле Божией. Как ужасно, когда мы исполняем свои хотения! Как обличает нас совесть, как мы теряем мир, покой, как входит в нашу душу мрак, раздражение, и наша душа становится одним смятением!Это не жизнь, а страдание, потому что человек исполняет свою волю, свои желания, свои страсти. Но когда мы каемся, мы всегда чувствуем преодоление разбитости нашей души и нашего сердца. Как Закон Божий входит в наше сердце, как успокаивает его, как питает его и дарует ему жизнь, дарует ему другое бытие! Как наслаждается наше сердце этим! Но мы помним, что этот мир с его искушениями входит в нашу душу и снова ее разбивает, уводит ее от жизни, от покоя, от радости. Потому что мы поддаемся искушениям, забывая о том, что к чему ведет. Закон Божий ведет к радости, к жизни. А преступление Закона Божия – к одним страдания, одному отчаянию, одной печали.

Пусть рождество святого Иоанна Предтечи будет голосом, взывающим к совершению воли Божие, заповедей Христовых, Евангелия Господня, для которого он рождается, чтобы приготовить сердца человеческие к принятию Слова Божия. Младенец Иоанн, Предтеча Господень, к нам взывает, как он взывал ко многим людям и, обращая их от своеволия к исполнению воли Божией, от себялюбия — к любви к Богу и ближним, от страстей и всякой нечистоты- к святости и чистоте небесной. К этому он нас зовет сегодня, напоминая, что к чему ведет, и указывая на своих родителей. Если мы будем жить в Законе Божием, многое чудесное Господь совершит в нашей жизни. Об этом нам возвещает рождество Иоанна Предтечи. Он рождается, чтобы нам напомнить, что Закон Божий, Заповеди Христовы — это радость жизни, это необычайное и неописуемое бытие человека. Более того, это жизнь в Боге, которая нам напоминает, какой мрачной бывает жизнь человека вне Закона Божия, когда человек пренебрегает им. Пусть пример святых праведных Захариии Елизаветы будет для нас всегда возвещением о радости исполнения Закона Христова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *