Богослужение в Неделю 5-ю по Пятидесятнице

13 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная Литургия. В воскресном Евангельском чтении повествовалось о чуде изгнания Христом Спасителем бесов из двух бесноватых в стране гадаринской: «И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф. 8: 28-9:1). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Пришел еси семо прежде времени мучити нас, — восклицают злые духи, овладевшие бесноватыми в гадаринской стране. Иисус Христос пришел к двум бесноватым, которые были настолько одержимы злыми духами, что не давали покоя жителям этой страны и там, где они пребывали, никто даже не мог рядом с ними пройти спокойно. Но Господь пришел к этим бесноватым, чтобы избавить их от одержимости злыми духами и жителей страны от бесноватых. Но бесы, которые овладели этими двумя людьми, противились Его приходу и говорили: что нам и Тебе, Иисусе, Сыне Божий, Ты пришел прежде времени нас мучить. Бесы свидетельствовали о том, что они вошли в этих бесноватых, потому что была причина, потому что эта страна не жила по Заповедям Божиим. Жители этой страны, получив освобождение от одержимых злыми силами, не только не благодарили Бога и не возвеличили Его, но даже попросили Христа Господа уйти из этой страны, потому что бесы, которых изгнал Господь, вошли в свиней, и стадо ринулось в море. Иисус Спаситель, выгоняя бесов, по их просьбе позволил им войти в свиней, чтобы обратить жителей страны гадаринской к покаянию. Но они настолько черствы были сердцем, что не только не хотели слышать Христа Господа, но и просили Его удалиться от них. Потому что их сердца были не готовы, потому что они прилепились к земным благам, потому что Христос Спаситель их звал к небесной жизни, а они влеклись к земной и устраивались в земной жизни, не хотели ее терять, потому что понимали, что духовная жизнь требует другого и, прежде всего, отказаться от привязанности к временным благам. И злые духи, свидетельствуя об этом, говорят Христу: прежде времени Ты пришел сюда нас мучить, — потому что они овладевали душами людей, которые стремились к земным благам.

Господь этим изгнанием демонов из одержимых злыми духами напоминает нам, дорогие братья и сестры, как диавол и его слуги хотят привязать человека к земным благам, чтобы он не только не думал о небесном, о вечном, но чтобы, встретившись со Христом, он Его отверг, чтобы он не хотел отказаться от благ временных.

Мы прекрасно понимаем: когда человек привязывается к земным благам, как трудно ему их оставить. Как часто человек, обретая земные блага, не только уходит от небесных благ, но и не хочет о них слышать, потому что они вносят в его жизнь совершенно другие ценности, которые он не воспринимает, которых он не ищет. Он удовлетворяется земными благами и считает, что этого ему достаточно, забывая о том, что земные блага не приносят ему удовлетворения сердца. Оно черствеет, охватывается эгоизмом, гордостью, тщеславием, страстями и похотями, и настолько погружается в грехи, что только их хочет, и не хочет избавиться от них.

Господь напоминает нам, как привязанность к земным благам делает сердце наше каменным, как оно, привязавшись к временному, к земле, не хочет слышать о вере, о любви, о смирении, о кротости. Потому что черствое сердце удовлетворяется земным, временным. Его питает эгоизм. Этот эгоизм диктует человеку, что его жизнь хорошая, что он все прекрасно понимает, что он владеет собой, что он знает, что делать и как. И такое сердце отстоит далеко не только от обращения, но далеко от самого понимания, что же есть земные блага и что есть блага небесные, почему они несравнимы.

Об этом говорит нам Господь, изгоняя бесов из двух бесноватых. Эти бесноватые мучились и страдали, потому что бесы заставляли их все больше думать о земном, о себе, о своей гордости. Но они, страдая, видели, как жалка их жизнь, обращались к Богу, чтобы Он их избавил от одержимости. И Господь избавил их, дал им прочувствовать, как легко жить без демонов, как жизнь без привязанности к земле свободна и легка.

Однако жители этой страны, видя это освобождение бесноватых, не пожелали его для себя самих. Они желают и дальше пребывать в обретении земных благ. Они сожалеют о потерянном стаде свиней. Они понимают, что они избавлены от бесноватых, но им жаль, что потеряно земное благо. И они хотят остаться в земном, насыщать свое сердце только временным. И как это страшно! Они просят Христа Господа, Который сделал такое чудо для них, чтобы Он ушел, несмотря на то, что они избавились от тех ужасов, которые делали бесноватые жителям этой страны.

Господь нам напоминает, чтобы мы не забывали о том, как привязанность к земным благам Его отвергает, как привязанность к земным благам хочет утверждения своего эгоизма, своих страстей. Он напоминает нам, что жители гадаринской страны потому отвергли Христа Господа, что со Ним они не смогут делать то, что хотят. Они хотят быть свободными от Христа. Они понимали, что к ним пришел великий Проповедник, Учитель, Который меняет сердце, Который дарует другую жизнь. Но их удовлетворяла другая жизнь, в эгоизме, в удовлетворении себя, своих страстей. Со Христом им надо будет бороться этим, не только отвергать страсти, но искать другой жизни.

Страсти, которые овладели человеком, особенно гордость, эгоизм, не только отвергают Христа, духовную жизнь, они вселяют в сердце человека еще большую любовь к этим страстям, к своему эгоизму, и настолько глубокую, что человек готов изгнать Христа Господа от себя. Это действительно ужасно. И Господь нам напоминает: если наше сердце будет черствым, не будет любить, привязанность к земным благам будет искать противное тому, что говорит Евангелие Христово.

Бесноватые, избавившиеся от демонов, нам показывают, как страшна жизнь, когда человек в неспокойном состоянии обретает земное, когда он служит своим страстям, как эта жизнь невыносима, и какой жизнь со Христом становится праведной и желанной. Господь, изгоняя бесов, нам напоминает, что страсти держат человека и не дают ему даже вспомнить и подумать о том, что есть другая жизнь, в покое, в радости. Страсти влекут человека к неспокойной жизни, к жизни удовлетворения себя. И как это страшно! Человек переживает начало ада в своей душе. Он не может успокоиться, пока не удовлетворит себя. Но человек, который со Христом пребывает, свободен от постоянного влечения к удовлетворению себя.

Оздоровившиеся бесноватые взывают к нашему сердцу, чтобы мы помнили всегда, как привязанность к земному, тленному питает нашу жизнь страстями и желанием удовлетворить себя. Человек не только не живет, испытывая радость, но страждет и жаждет этих страданий. Демоны кричат: прежде времени Ты пришел мучить нас, то есть, изгнать нас из тех душ, в которых они господствовали, навевая желание жить по-своему.

Когда человек живет без Бога, как ему всего хочется, как он неспокоен, как он мечется, как жаждет удовлетворить себя, как он обретает пустоту! И как эта пустота затем его наталкивает на вывод опомниться! Господь пришел к бесноватым, потому что они страдали и хотели избавиться от своих страданий. Христос пришел для того, чтобы нам напомнить: если мы будем желать удовлетворять себя, не будем иметь покоя и радости, ибо Он — наши покой и радость. Господь пришел для того, чтобы избавить нас от того, что мучит нас, что не дает нам покоя, потому что влечет, зовет к земному, страстному, эгоистическому.

Пусть Господь, пришедший в этот мир, чтобы изгнать из человека страсти, и нас освободит от них, как он освободил от страстей этих бесноватых, чтобы мы увидели, как земные блага беспокоят нас, как не дают нам жить, как влекут все больше, ничем не удовлетворяя. Чтобы мы вспомнили, что Христос пришел, чтобы изменить нашу жизнь, изгнать из нас страсти и похоти, которые мучают нас. Мы страдаем как бесноватые от того, что нет в нас покоя от наших страстей. Но Господь взывает к нашему сердцу вспомнить, что же есть страсть, к чему она нас зовет, и что есть покаяние и жизнь с Богом, какой покой Христос вносит в душу человека, когда помогает ему избавиться от страстей и похотей. Как это несравнимо, когда человек избавляется от своих страстей, от непокоя. Это две противоположности. В страстях он всегда стремился к их удовлетворению, и в этом страдании проводил свою жизнь. И здесь, когда он освободился от страстей, Господь наполнил его сердце верой, покоем, радостью и удовлетворением. Ведь страсть — это ложь, она влечет к удовлетворению себя и никогда не дает удовлетворения, но зовет к себе все больше и больше. Но Христос дает нам удовлетворение непреходящее. Эта величайшая радость, жизнь человека покаявшегося и живущего по Богу, несравнима с жизнью человека, который этого покаяния не знает, мятется, и диавол нашептывает ему, что он должен себя как-то удовлетворить. Человек, который так совершает свою жизнь, страждет и мучается. И страсти, которые овладевают человеком, кричат: зачем ты пришел, Господи, прежде времени нас мучить? Страсти сами не уйдут, будут противиться Христу Господу, потому что они есть ложь. Если Христос Господь останется в нашей душе, мы увидим эту ложь. Но когда мы каемся, какая большая разница между нашим состоянием в страстях и тем состоянием, когда Господь освобождает нас от наших похотей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *