Богослужение в праздник свв. благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба

В воскресенье 6 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, свв. благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию. В воскресном евангельском чтении было прочитано зачало о чуде хождения Господа Иисуса Христа по воде: «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую» (Мф. 14: 22-34). После чтения Евангелия о. Амвросий обратился к прихожанам со словами проповеди:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Дерзайте, Аз есмь, не бойтеся», — взывает Христос Господь Своим ученикам на Геннисаретском море, идя по воде. Ученики, которые плыли через Геннисаретское море, сопротивляясь ветру, трудясь над тем, чтобы переплыть озеро среди ночи, видя Христа Господа, идущего по воде бушующего моря, испугались. Они не ожидали увидеть Иисуса, идущего по морю. Они были уставшие, потому что трудно было управлять баркой, на которой они плыли.

Но Господь, видя, что они изумлены видением Его, ходящего по морю, обращается к ним: дерзайте, напоминая, что это Он. Не бойтесь, — говорит Он им. И действительно, когда ученики услышали голос Христа Спасителя, они успокоились. Увидев, что это реально Он, их Учитель, апостол Петр даже дерзнул попросить Господа так же, как Он, пойти по воде.

Это была величайшая вера апостола Петра. Он стал на море и пошел ко Иисусу Христу по воде. Верой своей. Пока он смотрел на Христа Господа с верой, он шел так же, как Господь, по бушующему морю. Но вдруг он увидел, что вокруг сильный ветер, волны, и стал бояться этой стихии. И забыл о Христе, и начал тонуть. Забыл о том, что Он ему велел идти по воде, и он шел. Потому что увидел силу стихии и начал ее бояться, потому что стоял перед стихией один, без Христа.

Когда он тонул, он просил Господа ему помочь. Господь протянул ему руку и завел его в корабль, и Господь его укорят: «Маловере, почему ты усомнился?».

Это, дорогие братья и сестры, очень хороший урок для нашей веры. Веры, которая дает человеку силу делать то, что невозможно человеку. И человек совершает своей верой эти незреченные дела своей жизни с Господом. Действительно, совершает их силой Божией.

И это чудесно, неизреченно. Но как часто мы принимаем мысль, противоположную вере! Верой мы спокойно ступаем в нашей жизни и совершаем все необходимое, и радуемся этому. А вот когда мы посмотрим, как это страшно, сколько проблем и трудностей вокруг нас, сразу начинаем тонуть, терять веру. Потому что посмотрели на все в нашей жизни, что мы совершаем, без Бога, со своим эгоизмом, своеволием, своенравием. И тогда все, что мы совершаем с верой, рушится, потому что совершается без Господа.

А Христос Господь нам прямо сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже». Пример апостола Петра, идущего по водам и тонущего в этих же водах, должен нам всегда напоминать, что если мы совершаем то или иное в своей жизни с верой, это чудесно, это неизреченно, даже если небольшие дела мы совершаем. Но когда мы начинаем делать то же сами, видя, как это трудно в этом мире, мы становимся маловерными, как апостол Петр. И Господь взывает к нашему сердцу: «Маловере, почему ты усомнился?»

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали, как апостол Павел коринфским христианам говорит, кто они: строение Божие, даже более того, храм Божий, в котором Дух Божий живет. И дальше он продолжает: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог». Потому что храм Божий свят, а храм – это вы.

Если православный верующий — это храм Божий, если Дух Божий в нем живет, то он может чудесно все в своей жизни совершать. И если в этот храм Божий входит сомнение, он разрушается. Потому что храм Божий – это Сам Господь, действующий в нем. И если мы помним об этом, как апостол Петр в начале, то ничего не боимся, даже самых страшных испытаний, бед, несчастий. Но как становится нам трудно, когда мы подумаем о том, какие это проблемы, какие это беды! И это нас сразу разбивает, потому что мы уходим от силы Божьей, от того, что нас держит. От того, что помогает нам спокойно все переносить.

Мы празднуем ныне память святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Они нам в сегодняшний день также напоминают, как можно спокойно перенести все самое страшное в своей жизни. Ведь они стояли перед большим испытанием. Их брат Святополк занял киевский престол после их отца, равноап. Владимира. Властолюбец, который хотел править сам, чтобы никто не претендовал на его правление. И его два брата, Борис и Глеб, благочестивые, которых любит народ, которые являются надеждой для древней киевской державы, — он прекрасно понимает, что при них он не сможет править так, как ему хотелось бы. И он их убивает, коварно, жестоко, думая, что избавился от тех, кто может противостать его правлению.

Но он, уподобившись, как в сегодняшних песнопениях поется, первому братоубийце Каину, постигает тот же самый путь, которым пошел и Каин. В 1019 году другой сын равноап. Владимира Ярослав Мудрый разбил дружину Святополка, и ослабленный Святополк бежал из Киева, и скитался в польских землях, не находя себе ни покоя, ни пристанища, там он и умирает страшной смертью.

А благоверные князья страстотерпцы Борис и Глеб предстали перед Богом о своем народе и избавили его от междоусобиц. Потому что они не побоялись той участи, к которой их звал Святополк. Они просто стали жертвой его злобы, властолюбия, и своим смирением преодолели коварство своего брата. Преодолели, потому что не дрогнули перед испытаниями.

И хотя это испытание самое большое, отдать свою жизнь, оно зовет нас, дорогие братья и сестры, к такой же твердости в нашей вере перед нашими испытаниями. Их много. Они часто нас разбивают. Но мы должны всегда помнить, что Господь над этими испытаниями, что Он повелитель всего. Он апостолу Петру говорит идти по воде, и он идет. Он страстотерпцам Борису и Глебу говорит смиренно и кротко перенести все, и они это переносят. Учит нас Господь, взывая и к нам: не бойтесь, это Я! — чтобы наше сердце, как и сердце апостола Петра, наполнилось радостного ко Господу верования и надежды.

И мы так же как апостол Петр сможем многое в нашей жизни спокойно перенести. И пусть наше сердце всегда крепится перед испытаниями, потому что Господь пришел к нам для того, чтобы мы не боялись испытаний, чтобы мы с радостью их переносили, преодолевали, чтобы мы, крепко веруя в Него, совершали все спокойно в своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *