Беседа о верности жен-мироносиц

Преданность Богу – величайшее явление в жизни человека.  Самое славное.  Когда человек своеволен, он оказывается самым жалким человеком, потому что ему не удается все, что ему хочется. А преданному Богу человеку все удается. Ему ничего не надо кроме исполнения воли Божией.

Мы празднуем память жен-мироносиц для того, чтобы так же как и они все воспринимать открытым, чистым сердцем. Как же стать детьми, чтобы войти в Царствие Небесное? – Посмотрите на жен-мироносиц! Жены мироносицы как дети. Искушений никаких не было! Для нас невозможно справиться с нашими желаниями. Мыслей сколько в голове! Ум жен-мироносиц настолько подчинен любящему сердцу, что даже не сомневается, что Спасителю надо быть во гробе. Их ум говорил: если их Учитель во гробе, значит, Он и там учит. Он почему-то положился во гроб! Как они пришли во гроб? – Не с ужасом. Они, конечно, боялись, им и Ангел говорил – не ужасайтесь, они испугались, что они, грешные, Ангела увидели… Что верующий человек подумает, если увидит Ангела? – О своих грехах. Что он недостоин увидеть Ангела. Они пришли в покаянии и услышали: Иисуса ищите Назарянина – Его нет здесь, Он восстал, посмотрите место, где Он лежал.

Вот какой светлый ум был, смиренный, подчиненный любящему сердцу. Бывает и у нас иногда, когда смиримся. Ум говорит: все, конец тебе. А Господь нам говорит: нет конца. И когда мы преодолеем свои сомнения, какая радость приходит в сердце, какой покой! И какая тоска, когда сомнения царствуют!

Кто были жены-мироносицы? Одна радость. Кто мы? – Так же мы и себя должны спросить.  Будущая радость, преодолевающая печаль. Жены-мироносицы помогают нам своей радостью преодолевать печаль, подчинив ум любящему Господа сердцу. Когда мы дали волю уму и подчинили сердце свое эгоизму, в ум лезут всякие недобрые мысли. Жены-мироносицы обличают нас: куда полез! Они смотрят на смерть своего Учителя как на величайшее дело, для них непонятное. Сердце говорит: Он же Бог, Он знает, что делает. И сердце говорит уму: созерцай это как таинство. Ум говорит: пока не увижу- никак. Ум хочет доказательств. А мироносицы нам говорят: о каком доказательстве может идти речь, если Господь тебя так любит!

Быть верным Богу – значит помнить, что Бог есть Творец, а мы – творение. Человек должен мыслить как творение, а не как творец. А хочется мыслить как творец: я знаю! А творение говорит: я знаю, что ничего не знаю, — как говорили древнегреческие философы. Вот как важно в наше материалистическое время правильно мыслить. Я знаю, что ничего не знаю.

Образ жен-мироносиц должен дисциплинировать наш ум. Какие они дисциплинированные: не хотели помыслить, как им хочется. Разве может творение мыслить так,  как ему хочется? Оно мыслит, как Творец ему говорит, иначе оно выходит из своего русла творения и начинает творить безобразие, начиная со своего ума.

Вот как обличают нас жены-мироносицы. Они даже боялись подумать, что же значит смерть Спасителя? У них была только одна мысль: Господь с нами, они знали только, что они ничего не знают. Вот самая величайшая мысль человеческая. А если человек говорит, что он знает – это ложь, из которой выходит все недоброе.

Какой ум имели жены-мироносицы! Кроткий, смиренный, послушный, кающийся, чувствующий свою немощь. Он же творение! Знает только Бог, и что Бог уму говорит, то и есть. А если он сам себе думает – стало быть, того нет.

Мы должны спросить себя: почему же им удалось это? – Потому что они были искренни и просты. Они отнеслись ко Христу именно так, искренне и просто. Они не просто слышали Христа, они внимали Ему. Они не допускали неискренности, потому что понимали, что с неискренностью приходит все недоброе.

Что нам не дает уподобиться женам-мироносицам? – Желание наших достижений и достоинств. Желание иметь их. Это – центр наших проблем, центр проблем светского мира. Хочется. Кто такие жены-мироносицы? Для них их достоинства, достижения – это ложь. Как может творение говорить о каком-то достоинстве, достижении? Это ложь. Господь прямо сказал: сделал доброе дело – скажи: раб непотребный. Самое неприятное для светского человека – сказать ему, что он раб непотребный. Он же все знает, даже как исправить, спасти ближнего, сделать его правильным, идеальным.

Жены-мироносицы нас обличают в нашей печали.  Откуда наша печаль? – От наших «достоинств». Мы ничто, а хотим быть чем-то. Смиренный никогда не скажет: я достоин. Это – самое серьезное испытание для человека. Диавол – это тот, который говорит о себе: я как Бог.  А кто такие Ангелы? Имя Михаил значит: кто может быть как Бог? Есть Творец, а есть творение.  А диавол говорит: я хочу и все, я себе бог, чем я отличаюсь от Бога? Хочу, и никто не запретит. Безбожник – сам себе бог, над ним никого нет. А верующий – под Богом.

Вопрос: но все же, может ли быть у христианина какая-то честь, какое-то человеческое достоинство?

Ответ: Честь и достоинство – разные вещи. Мы многое имеем: образ и подобие Божие, таланты. Дорожа своей честью, мы дорожим Божьим даром, а не своим. Когда Пилат судил Христа, Христос сказал: за что ты Меня бьешь? – Это для нас учение, чтобы мы не безразлично относились ко всему, а пытались сказать человеку, что нельзя топтать честь другого человека. Человек чувствует свою обязанность не быть потоптанным нечестием. А когда человек не поддается нечестию? – Тогда, когда он бережет в себе образ Божий. Как топчется честь человека, когда он впадает во всякие страсти, нечистоту, дает диаволу глумиться над образом Божьим, данным ему! Христианин именно так бережет свою честь. Он всегда защищает свою честь. Но честно. Как Христос защитил свою честь? Он только сказал: почему ты меня бьешь? Его распяли, но Он остался перед Пилатом со Своей божественной честью. Славу Божию никак невозможно потоптать, и нашу христианскую честь нельзя потоптать, потому что христианин не поддается греху, если христианин не преступает Заповедь Божию.

Достоинство христианина – Господь один.  Когда мы говорим о ничтожестве человека, о том, что как творение, без Бога, он сам в себе ничто, мы должны всегда сказать, что с Богом он – все. Все могу в укрепляющем меня Господе. Самый достойный – тот, кто все может. Настоящее достоинство человека – в Боге.

Почему Господь говорит: сделал доброе дело – скажи себе: раб непотребный, сделал только то, что должен был сделать. Почему раб непотребный? – Потому что творение Божие. А если сделал доброе дело и не сказал себе: раб непотребный – это уже искушение. Когда вы что-то сделали, вы чувствуете свое недостоинство, потому что вы понимаете, что от вас зависит только произволение, но Господь действует. Поэтому достоинство наше – Он. Или наше я, или Господь. Если ваше я не под Богом, значит Бога в вашей жизни нет. Иначе появляются два полюса: верующий человек – один полюс, а неверующий – уже другой. Почему так? Ведь истина одна. А если мы чувствуем свое достоинство – уже две истины, Бог и мое достоинство. Если мы не скажем себе, сделав доброе дело, раб непотребный – это нарушение заповеди, нас сразу охватит гордость, это закон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *