Богослужение в праздник святых Первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля, в праздник святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В праздничном евангельском чтении прозвучал отрывок, в котором апостол Петр исповедовал Иисуса Христом, Сыном Божьим: «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах» (Мф. 16: 13-19). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех». Эти слова Христос Спаситель говорит апостолу Петру, чтобы напомнить ему, как человек может стать полностью управляемым Богом.

Мы слышали в Евангелии, как Христос Спаситель спрашивал Своих учеников, что люди думают о Нем, что говорят о Нем. И ученики начали отвечать, что люди видят в Нем пророка. Он спрашивает: а вы кого видите? И апостол Петр исповедует от имени всех учеников Христовых, что Христос Спаситель есть Сын Бога Живаго. И Господь ему напоминает, что это исповедание он выразил от своего сердца, верного Богу, сердца, которое он отдал своему Творцу и не хочет своей воли, а ищет только воли Божьей.

«Плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех». Святые апостолы, Первоверховные Петр и Павел, — это действительно те апостолы, которые, отдавая себя Христу Господу, смогли глубоко в своем сердце принимать то, что Сам Отец Небесный человеку открывает, и даже преодолевая в себе человеческое представление о всем.

Ведь Первоверховные апостолы Петр и Павел – это те апостолы, которые не только, как апостол Павел говорит, больше других потрудились. Да, они больше других потрудились, но Первоверховные они потому, что не плоть и кровь открыла им истину, а Сам Отец Небесный давал им познать волю и любовь Божию. Потому что они в себе преодолели человеческое, слабое, то, что часто берет верх в человеческой жизни.

И Первоверховные апостолы нас учат, что Господь действует в человеке тогда, когда ищет того, что Господь говорит, и отвергает то, что говорит человеческое естество не согласно с Богом. Потому что по человеческому естеству мы практически ничего не можем сказать, мы можем только сказать то, что видим, то, что доступно для ума человеческого. А вот сказать, что есть жизнь человеческая, о вечных благах, о вечной жизни, о любви Божьей, плоть и кровь ничего не может, потому что человеческому естеству это недоступно. Только Сам Господь может открывать величайшие истины.

Мы видим, как мир, находясь в материализме, в эгоизме, теряет это единство с Богом, все больше и больше погружаясь в него и, пребывая в неведении, отчаивается. Потому что плоть и кровь не могут открыть истину. А Отец Небесный открывает ее человеку.

Апостол Петр, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, исповедует Христа Господа, потому что искал того, что Богу угодно, и отвергал то, чего ищет человек без Бога. Первоверховные апостолы – действительно, «верх апостолов», как мы сегодня поем в кондаке праздника, самые успешные и величайшие в этом, и они помогали другим апостолам быть отрешенными от своего естества, от человеческих представлений, от слабостей человеческих.

И апостолы Петр и Павел нас учат, как Господь действует в жизни человека, когда он ищет воли Божьей в своей жизни и преодолевает волю свою, ищет волю совершенную, Божию, ищет ее и отвергает свою несовершенную. И Господь открывает такому человеку истину.

И апостолы Петр и Павел своей проповедью, своей жизнью обращали внимание слушателей на волю Божью и помогали многим умом и сердцем дойти до Самого Господа, чтобы Господь управлял умом и сердцем человека.

В этом проповедь святых апостолов Петра и Павла – помочь человеку обрести истину не своим умом, не своими представлениями, не тем, что человек может понимать, а тем, что Господь ему открывает.

Ведь Евангелие – это есть действительно то, что Господь человеку говорит. И когда мы читаем Евангелие, мы видим, как оно требует от нас совершенно противоположного тому, что наше человеческое естество делает.

Евангелие требует отрешиться от всего, от своих страстей, от своей гордости. А человеческое естество без Бога только в этом и пребывает, только этому и поддается.

Поэтому, чтя сегодня святых апостолов Петра и Павла, мы почитаем первоверховных апостолов, которые действительно помогают людям глубоко войти в истину, которую Господь возвещает человеку, и отвергнуть себя.

И действительно, после апостольской проповеди во многих местах, как и апостол Петр, как и апостол Павел, который прямо называется апостолом языков, апостолом народов, потому что они действительно могли людям, которые жили в язычестве, в человеческих представлениях, помогать преодолевать в себе свои страсти и познавать любовь Божию.

Ведь когда апостол Петр исповедовал Христа Господа Сыном Божьим, он исповедовал любовь Божию, исповедовал то, что меняет человека, что дарует ему вечную жизнь.

И пусть эта проповедь святых апостолов, которые записали Евангелие, звучит для нас, чтобы мы читали слова, записанные апостолами, чтобы не плоть и кровь нам говорили, что нам делать, чего искать, не человеческое естество, а Сам Отец Небесный чтобы нам открывал, как нам преодолевать в себе старого человека, как надо взращивать нового человека, смиренного и кроткого.

И пусть славные первоверховные апостолы несут в наше сердце это исповедание Христа Спасителя Сыном Божьим, Который распинается ради нас, чтобы преодолеть грех, помочь нам преодолеть в себе старого человека, слабое человеческое естество, и наполнить наше сердце Божьей Благодатью, которая всегда будет питать его неизреченной радостью исповедания Господа, то есть, ведения и прославления Его жизнью, как это было в сердцах самих апостолов.

Также и утром за Божественной литургией о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». Христос Спаситель, говоря эти слова, поучает Своих учеников о том, что Евангелие, которое Он принес людям, меняет сердца человеческие, что Евангелие создает Церковь, и врата адовы не одолеют ее. Сегодня, празднуя память святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, мы празднуем величие проповеди святых апостолов, празднуем то, что изменило многих людей, многие народы, которые стали благодаря их проповеди послушными Богу и совершали волю Божию.

Об этом речь идет, когда мы говорим о проповеди Евангелия. Евангелие Христа Господа – это Слово Божье, которое помогает человеку преодолеть в себе эгоизм, своеволие, свои страсти и стать новым человеком, новым творением, как учит нас апостол Павел, новым в Господе, Христе Спасе нашем.

В сегодняшнем Евангелии апостол Петр исповедует Христа Господа Сыном Бога Всевышнего, исповедует Его Тем, Кто меняет, возрождает человеческие сердца, исповедует Того, Кто дарует новую жизнь человеку, исповедует Того, Кто пришел к человеку для того, чтобы отнять у него печаль, отчаяние, сомнения, гордость и дать человеку радость, веру, надежду, любовь, которые делают жизнь человека блаженной, радостной.

Человек, живя в Боге, испытывает радость величия Божия в своей жизни. Апостол Павел рассказывает в сегодняшнем апостольском чтении, которое написал к коринфским христианам, как много он претерпел, во скольких опасностях он был, и Господь его хранил. И затем дал ему неизреченно прочувствовать, что есть жизнь в Боге. Он был тот, которому открывалось небо, кто слышал там неизреченные глаголы. Он был в раю и слышал, чувствовал то, что он человеческим языком не может изложить.

И затем апостол Павел говорит, что, имея такие Божьи дарования, Господь его сохранил, чтобы он не превозносился этим, дал ему даже жало плоти, ангела сатаны, чтобы удручал его. Он свидетельствует о своей жизни. И это было так непросто, его немощь, что он трижды просил Бога, чтобы Он отнял эту немощь у него. Потому что апостол Павел был действительно очень немощным и болезненным, но прошел несколько раз всю Римскую империю с проповедью.

И когда он проповедовал Евангелие, он чувствовал, что он может больше сделать, и просил у Господа отнять эту немощь, но Господь ему говорил: довлеет ти благодати Моей, которая есть у тебя. Хватит тебе для твоей проповеди тех даров, которые Я тебе даровал. И продолжает Господь: ибо сила Моя в немощи совершается. И апостол Павел прямо говорит: поэтому я гораздо быстрее буду хвалиться немощами своими, для того, чтобы сила Божия во мне пребывала.

В этом Церковь, которую Господь созидает на исповедании апостола Петра. Церковь, в которой человек чувствует эту неизреченность своей жизни и милосердия Божьего. Мы, прославляя святых апостолов Петра и Павла, действительно благодарим Бога за этот дар, потому что они оба прошли многие народы, многим народам они принесли эту весть о новой жизни, о перерождении во Христе, о преодолении печали, скорбей, о преодолении страстей своих, похотей.

Ведь эта проповедь апостолов была проповедью изменения человека, того, что человек, созданный Богом, живет в этом мире не оставленный Им среди всех трудностей. Он его бережет. И человек должен всегда об этом помнить, должен обращаться к своему Творцу, чтобы преодолеть в себе грех и радоваться всему тому, что Господь ему дарует.

Таким должен быть верующий во Христа Господа человек, член Церкви, которая Христом Господом созидается на исповедании апостола Петра, которую никакое зло, сам ад не может преодолеть. Эта церковь — это есть та радость, о которой святые апостолы возвещали народу. Возвещают они и нам ныне.

Мы празднуем их память и благодарим Господа за то, что мы в этой Церкви находимся и чувствуем, как чувствовал апостол Петр, как чувствовал апостол Павел, неизреченность пребывания во Христе Господе. Чувствуем, как Христос Господь помогает нам преодолеть всякие печали, отчаяние. Как Господь помогает нам радоваться среди всех трудностей.

Это апостолы проповедовали. Именно этим они обратили ко Христу многие народы. Потому что они помогли им найти Христа Господа, Которого апостол Петр от имени всех апостолов исповедует Сыном Бога Живаго, Тем, Который полностью меняет сердце человека, дарует ему сердце, послушное Богу, сердце, которое видит свой грех, свои слабости, свои немощи, сердце, которое очень хорошо видит плоды борьбы со своими страстями. Сердце, которое наполняется благодатью Божьей и радуется, и ликует о Господе.

И пусть это прославление святых Первоверховных апостолов Петра и Павла будет глубоко в нашем сердце великой радостью о том, что человек, каждый человек, храним Богом. Но верующий во Христа пребывает в Его руках, в руках Господних, в руках своего Творца, Который помогает верующему во Христа преодолеть свою гордость, себялюбие, свои желания, свои стремления, в которых нас совесть обличает. Это проповедь святых апостолов.

И мы благодарим Господа за то, что Он апостолами создал Церковь и дарует человеку возможность изменить свое сердце, перейти от печали к радости и пребывать всегда в надежде и благодарности Богу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *