Богослужение в праздник Богоявления, Крещения Господня на Свято-Амвросиевском приходе

В ночь с 18 на 19 января, в праздник Богоявления, Крещения Господня на Иордане,  прот. Сергий Беспалый совершил богослужение, после чего настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар), о. Сергий и прот. Василий Балацел совершили чин Великого освящения воды. В праздничном евангельском зачале был прочитан рассказ о Крещении Господа Иисуса Христа св. Иоанном Предтечей в Иордане: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 13-17). После чтения Евангелия архимандрит Амвросий произнес проповедь:

«Се, отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него». Крещение Гсоподне — это действительно отверзение небес. Христос Господь сходит в воды Иордана, и небеса отверзаются, потому что Сын Божий на земле соединяет землю с небом. И поэтому небеса открыты, и Дух Божий в виде голубя сходит на Христа Господа, ибо Отец возвещает людям: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение». То есть, Он дарует нам Сына Своего, чтобы всяк верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Небеса отверстые – это для каждого верующего христианина самая большая весть. Грех закрывает небеса, Господь Спас наш их открывает, неся наши грехи на Голгофу. Поэтому небеса открыты для каждого кающегося. Кающийся человек во Христе Господе видит эти отверстые небеса своим сердцем, благодарит Бога и радуется тому, что есть надежда и есть жизнь.

Ведь действительно, когда мы во грехе пребываем, мы теряем надежду, и жизнь уходит, потому что небеса закрываются нашим грехом. Грех — это то, что не дает человеку видеть небо отверстым, не дает обрести единство с Богом. И только покаяние, которое мы приносим, дарует нам новую жизнь, дарует надежду. И действительно, как трудно, когда небо закрыто нашим грехом! Какая тоска, печаль, отчаяние, сомнения, гордость входят в нашу голову, в наше сердце!

Но когда мы осознаем свой грех, приносим покаяние, небеса отверзаются, и мы чувствуем, как меняется наша жизнь, как наше сердце наполняется надеждой, как оно ликует и радуется тому, что небеса открываются. Крещение Господне, дорогие братья и сестры, это призыв к нашему сердцу. Крещение Господне возвещает нам отверстые небеса.

Но все ведь зависит от нашего сердца. Если оно кается, наше сердце, — оно живет этим, благодарит Бога, насыщается Духом Святым, благодатью Божией, как мы в сегодняшнем апостольском чтении слышали. Благодать Божия пришла, Благодать Божия явилась, и она напоминает нам отвергнуть всякое нечестие, мирские похоти, и жить целомудренно и праведно.

Отвергнуть нечестие и похоти, которые закрывают небеса, и вести жизнь целомудренную и праведную – это значит чувствовать, как соединяются небо с землей, как земля становится небом для нас, как человек на земле, чувствуя единство с Богом, живет радостью надежды и утверждения своей жизни.

И пусть Господь нам поможет, стоя ныне, в день праздника Богоявления, на берегу Иордана, нашим сердцем чувствовать, как Господь любит нас, как Отец Небесный возвещает нам о том, что пришел Спаситель, что Он отдал Сына Своего Единородного и Духа Святого, Который сходит на Него, даруется нам, нашей жизни. Среди всех наших печалей, испытаний, трудностей мы имеем отверстые небеса. У нас есть жизнь, Благодать Божия, которая помогает нам всегда благодарить Бога и радоваться нашему спасению.

Также и утром, после Божественной литургии, которую совершил архимандрит Амвросий в сослужении иерея Виктора Попеску, настоятель прихода обратился к прихожанам со словами проповеди:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Явился еси днесь Вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас», — поем мы ныне в кондаке праздника Крещения Господня, Богоявления, и прославляем Пресвятую Троицу, явившуюся на Иордане, благодарим Бога за Его пришествие в этот мир, на землю, за Его явление человекам.

И действительно, когда мы говорим о явлении Бога человеку на земле, мы говорим о свете, который приходит во тьму, в мрак жизни человеческой, для того, чтобы дать человеку новую жизнь, чтобы помочь человеку преодолеть в себе грех, который держит его во тьме, и поднять его на небо, к этому неизреченному свету.

«Явился еси днесь Вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Это действительно так. Господь является Вселенной для того, чтобы знаменовать Вселенную и человека Своим светом. Наше сердце знаменуется этим неизреченным светом и восстает от тлена греха. Об этом нам говорит праздник Богоявления, потому что Господь является этому миру, чтобы знаменовать наше сердце светом.

«И Свет Твой, Господи, знаменася на нас». Без Господа, без веры в Него, без надежды человек пребывает во мраке отчаяния, сомнения, гордости, страстей, и мучается от этого, потому что мрак разрушает его.

И вот, приходит Господь, является на Иордане, для того, чтобы преодолеть этот мрак, тьму в сердце человеческом, и дать ему свет, внести в его сердце жизнь и радость.

Мы слышали, как в сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел своему ученику Титу говорит об этом явлении, что оно значит. Он говорит, пребывать во свете – значит, отвергнуть нечестие, всякие мирские похоти, и жить целомудренной и праведной жизнью. И затем говорит, что Христос Спаситель пришел отдать Себя для того, чтобы исправить человека от беззакония, чтобы создать и очистить себе народ, особенно ревностный к добрым делам.

Это есть свет, который входит в наше сердце и зовет нас к доброделанию. Когда нет света Христова, как страсти мучают нас, как они нас разбивают! Мы грешим, мы не можем удержаться, потому что тьма только разрушает человека.

И Господь приходит, дарует нам свет, чтобы мы увидели в своем сердце это беззаконие, это нечестие, эти мирские похоти, которые не приносят нашему сердцу ничего, кроме страданий и отчаяния.

Но мы ныне празднуем Богоявление, которое приносит в наше сердце свет, жизнь целомудрия и праведности, приносит в наше сердце обновление, очищение его, для того, чтобы наше сердце стало ревностным в добрых делах.

Для этого Богоявление на Иордане, чтобы помочь нам преодолеть себя, свои страсти, и творить добродетели, чтобы не грех владел нашим сердцем, а Сам Господь, явившийся на Иордане, этот свет, свет ревности к добрым делам, развеял мрак наших страстей.

И пусть наше сердце, видя этот свет, познает, как трудно без Господа, как страсти мучают наше сердце. Но также мы видим в сегодняшний день, как свет знаменуется в нашем сердце и зовет к добродетели, к отвержению нечестия, похотей мирских и обретению праведности.

Пусть Пресвятая Троица, явившаяся на Иордане, Сын Божий, принимающий крещение от Иоанна, Дух Святый, сходящий в виде голубя, и голос Отца Небесного «Сей есть Сын мой возлюбленный, в нем Мое благоволение», принесет в наше сердце неизреченную радость преодоления в себе страстей, тьмы, в сердце, которое негодует, недовольно всем, все хочет сделать по-своему, всех судит.

А Господь нас зовет к противоположному — к смирению, кротости, в которых действует Сам Господь. Мы должны отвергнуть нашу гордость, желание, чтобы все было так, как нам хочется, и принять все так, как смирение это принимает и вводит в нашу жизнь, в наше сердце благодать Божию, ревность в добрых делах.

Мы должны себя спросить: почему наша жизнь часто наполнена недовольством? – Потому что нет ревности к добрым делам. А добрые дела — это смирение, кротость и терпеливое совершение всего в своей жизни. Для этого Господь пришел на Иордан, чтобы утвердить нас в этом свете, который знаменуется на нас, ревностных к добрым делам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *