Богослужение в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

В воскресенье 5 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию. В воскресном евангельском чтении было прочитано зачало с притчей Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 19-31). После чтения Евангелия о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши». В притче о богаче и Лазаре мы слышали эти слова святого праотца Авраама, который отвечает умершему богатому человеку, пребывающему во аде. Мы слышали, как Христос Спаситель этой притчей описывает двух разных людей и их жизнь. Был богатый, который одевался в порфиру и виссон и веселился по вся дни светло, то есть, сколько мог, сколько ему хотелось, удовлетворял себя и свои страсти. Был другой человек, Лазарь, бедный, который питался только тем, что падало со стола богатого, лежал у его ворот покрытый струпьями, которые псы лизали.

И эти два разных человека, две противоположные жизни после смерти обретают два противоположных состояния. Лазарь утешается, а богатый страждет. И настолько страждет, что никто не может ему помочь. И мы слышали, как богатый просит праотца Авраама помочь ему хоть чуть-чуть, послать Лазаря, чтобы остудил его язык, что не есть возможным.

Затем он просит о братьях своих, пять братьев он имел. И Господь ему говорит: если эти братья не слушают Моисея и пророков, то если даже и воскреснет Лазарь и придет к ним, они не поверят, потому что живут другой жизнью, жизнью, которая не слушает Бога и Его Закон, не следует тому, что говорит совесть, не совершает того, к чему человек призван, для чего он создан. А Лазарь, смиренный и кроткий человек, терпеливо все переносит, и поэтому обретает лоно Авраама, эту блаженную жизнь.

Притча о богаче и Лазаре, дорогие братья и сестры, — это притча для нашей жизни. Этой притчей Христос Спаситель напоминает нам, где мы находимся, чего мы ищем, — удовлетворения своих страстей, или терпеливого следования заповедям Божиим. И все зависит от нашего сердца, к чему оно привязывается, чего ищет. Ищет оно, как этот богач, только веселиться и ничего не знать другого в этой жизни, или ищет наше сердце смиренной и кроткой жизни?

Мы слышали, как апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении прямо говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа». И добавляет: «которым для меня мир распят, и я для мира». И также продолжает, что «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Это новое творение ищет терпеливого и кроткого перенесения всего.

Потому что когда человек терпеливо и кротко все переносит, со смирением, он уже наслаждается радостью и утешается. Потому что идет Божьим путем, насыщает свое сердце благодатью Божьей. А когда человек не ищет этого, а удовлетворяет свои страсти, как этот богач в притче, каждый день веселясь и беря от жизни все для своих страстей, он уже страждет, потому что страсти насытить никогда не возможно. Чем больше мы страсть насыщаем, тем больше она требует. И богатый человек всю жизнь насыщал свои страсти и попал во ад, потому что этот ад уже был у него на земле. Он уже страдал от ненасытности своих страстей.

Мы ныне празднуем память святого апостола Иакова, брата Господня, о котором мы поем в кондаке: «Отчее Единородное Бог Слово, пришедшее к нам в последния дни, Иакове Божественне, перваго тя показа иерусалимлян пастыря и учителя». Действительно, этот первый иерусалимский епископ, которого Господь поставил иерусалимским пастырем, был  не только братом Господним, старшим сыном Обручника Иосифа, который по преданию даже сопровождал Обручника Иосифа с Девой Марией и Богомладенцем в Египет. Но этот пастырь был, прежде всего, назореем, который отказался от многого в своей жизни и, будучи епископом иерусалимским, он сиял своими добродетелями перед всеми. Он был праведником, которого знали также и его враги фарисеи.

Но фарисеи, видя этого неземного человека, восстали против него, взяли его на крышу храма и столкнули его с храма вниз. И хотя иерусалимский пастырь, упав, еще дальше продолжал молиться, они его камнями добили. Так ненавидели этого неземного человека, того, который жил в Иерусалиме среди всех этой неизреченной жизнью, которая всем показывала, что есть терпеливое, смиренное и кроткое перенесение всего.

Как Лазарь. Ведь образ Лазаря, кроткого и смиренного, должен охватить и наши сердца, чтобы мы искали этого неизреченного, терпеливого и кроткого перенесения всего в нашей жизни, чтобы наслаждалось наше сердце и утешалось благодатью Божией. Ведь благодать Божия наполняет наши сердца тогда, когда мы ищем небесного, а не того, что хотят наши страсти.

И пусть этот образ бедного Лазаря будет глубоко в нашем сердце, напоминая нам о том, что мы Божье творение, мы не от мира сего. А это значит, что наше сердце должно насыщаться терпением, смирением, кротостью и благодатью Божией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *