Божественная литургия в Неделю Торжества Православия на Свято-Амвросиевском приходе в Милане

В воскресенье 13 марта, в Неделю Торжества Православия, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию, обедницу, Последование Недели Православия и крестный ход с иконами вокруг храма в Милане при пении гимна св. Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим». После чтения Евангелия на литургии о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Прииди и виждь», — говорит Филипп Нафанаилу, своему другу, которого он встретил после призвания его Христом Господом. Филипп почувствовал в своем сердце, что его Господь зовет, что Христос – Сын Божий, и с этим побежал к Нафанаилу, чтобы ему сообщить радость неизреченную, что он встретил Того, о Ком Моисей и пророки писали, — Иисуса, сына Иосифа из Назарета.

Но Нафанаил был человеком ищущим и молящимся, человеком, который глубоко в сердце хотел быть с Богом. И Господь ему открывался, и он это чувствовал. Но он никак не мог понять Филиппа, говорящего о Мессии, Который из Назарета приходит, города, из которого ничего доброго не может быть.

Но Филипп, имея эту радость, даже не старается убеждать Нафанаила, что он нашел Сына Божия. Он прямо ему говорит: пойди и посмотри. И Нафанаил идет с ним со своими сомнениями.

И когда он встречается взглядом со Христом Господом, Христос ему говорит: вот настоящий израильтянин, у которого лукавства нет. И, конечно, Нафанаил удивляется. Естественно, он был чистым человеком, он искал Господа, и сердцем с Ним пребывал. Он спрашивает Христа: откуда Ты меня знаешь? И Господь ему открывает: прежде чем тебя позвал Филипп, Я тебя видел под смоковницей.

Именно тогда Нафанаил почувствовал, как Господь любит человека, как Он его ищет и хочет благословить. Он почувствовал, что перед ним был Христос, Сын Божий, Царь Израилев. Что творилось в сердце Нафанаила – трудно себе даже представить, как он был рад этой встрече, как он проникся тем, что должно быть то, что он делает, что он молится, ищет Господа и сердцем своим пребывает с Ним.

Поэтому Господь ему прямо сказал: ты веришь, потому что Я тебя видел под смоковницей. Но еще больше увидишь, увидишь Сына Человеческого и ангелов, сходящих и восходящих к Нему.

Это Евангелие нам объясняет сегодня, в первую Неделю Великого поста, праздник Торжества Православия, как важно проникаться в нашем сердце правдой Божией, искать Самого Господа и пребывать с Ним в своем сердце, как Нафанаил, как Филипп, который слышал слова Господа и сразу за Ним пошел, потому что его сердце почувствовало, что Господь его зовет, его благословляет, что Господь наполняет его сердце благодатью Божией.

Мы слышали также сегодня в апостольском чтении, какое множество праведников было в богоизбранном народе, как они своей верой царства побеждали, как они заграждали уста львов, уходили от меча. Но также мы слышали, что они были гонимы, в темницах пребывали, как их камнями побивали, перепиливали, как они от меча умирали, как они скитались по всему миру, по ущельям, по горам, — те, которых весь мир не был достоин.

И вот, имея такое облако святых, свидетелей Божиих, апостол Павел говорит: скинем с себя бремя греха и будем наше поприще житейское проходить с терпением, благочестиво. Великий пост помогает нам глубоко в нашем сердце это переживать, видеть в нашем сердце Господа и святых, пребывать с ними и славить Господа.

Тем более, ныне мы празднуем праздник Торжества Православия, торжества победы над теми, кто уничтожал иконы, торжества победы над иконоборчеством. Потому что иконы помогают нам видеть невидимый мир, стоять перед Господом и чувствовать, как Он нас любит.

Эти слова ап. Филиппа к Нафанаилу, — «приди и виждь», — звучат для нас: приди и виждь, верь Господу, и сердцем увидишь, как Он тебя любит, как Он тебя благословляет, успокаивает, дает тебе неизреченную радость и благодать для твоей жизни, как все трудности становятся простыми и ничего не значащими.

Как в противовес трудностям, вся наша жизнь, наполненная любовью, состраданием, наполненная терпением, благостью, кротостью, дает нам неизреченную радость, с которой мы можем, все спокойно перенося, помогать другим прийти к Богу, как  Филипп помог Нафанаилу прийти ко Господу и увидеть Его.

После чтения Евангелия на обеднице о. Амвросий также произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаем, и оскверншийся образ в древнее вообразив», — эти слова кондака праздника Торжества Православия учат нас, что такое икона, почему ее не было до Христа, почему нельзя было изображать ничего, никого, до воплощения Сына Божьего. – Потому что был образ осквернен, не было Образа Неописанного, Который человек увидел, Который описался через воплощение Сына Божия через Пречистую Деву Марию.

Сын Божий, воплотившись, стал этим Образом, чистым, который дарует нашему сердцу понятие, что есть образ и каким он должен быть. Осквернившийся образ древнее воплощаем, — то есть, через Христа Господа, через спасение, через перерождение в Крещении человек получает новый образ, образ без греха.

И действительно, когда человек принимает крещение, перерождается, это называется словами кондака «осквернившийся образ в древнее воплощаем» — то есть, возвращается образ чистый, без греха, Богом зданный.

Конечно, его надо хранить, конечно, много надо приложить усилий, чтобы он снова не осквернился. И святые – это те, которые сохранили этот образ, в древнее вообразившийся, сохранили образ новорожденный, Богом созданный, не осквернившийся грехом.

Потому что святые ощущали свою душу, они были именно хранителями этого образа. И мы на иконах видим не только Христа Господа, Пресвятую Троицу, Пречистую Деву Марию, ангелов Божиих, но и множество святых.

И когда мы смотрим на иконы, мы видим образы святые, воображенные в древнее, то есть, догреховное состояние, до грехопадения Адамова. И этот образ нас зовет, дорогие братья и сестры, следовать ему.

Поэтому на первой неделе Великого поста мы следуем тому, что Господь дал в древности, — победу над иконоборством, сохранение икон, дал учение, что такое икона. Что такое икона? – Изображение Первообраза. Мы смотрим на икону и видим Того, Кто на ней изображен.

И наши сердца должны преображаться всякий раз, когда мы смотрим на икону Самого Господа, Пресвятой Троицы, Пречистой Девы Марии, ангелов и множества святых, мы должны, видя образ, глубоко в сердце переживать встречу с Первообразом, который мы видим на иконе.

И наше сердце, стоя перед иконой, перед множеством икон, видит эти образы, наполненные Божьей благодатью. И они зовут нас, наш образ должен наполняться этой благодатью. Мы ведь тоже образ и подобие Божие, каждый человек. Но мы оскверняем наш образ грехом.

Поэтому мы должны все больше очищать наше сердце, чтобы Господь, изображенный на иконе, Пречистая Дева Мария и святые нас благословляли и наполняли нас благодатью. Потому что святые – это те, которые жили благодатью, которую они получали от чистоты своего образа.

И когда мы видим образ святого, мы видим благодать, мы видим, какой благостный образ каждого святого. Мучеников обезглавливали, но радость образа из их лица исходила.

И поэтому мы ныне, празднуя праздник Торжества Православия, торжества иконопочитания, с большой радостью благодарим Бога и молимся перед иконами, просим у Господа благословения.

Божественная литургия в Неделю Торжества Православия на Свято-Амвросиевском приходе в Милане: 2 комментария

  1. Якушкин Иван

    Милые мои Орест, наталка, Ольга, Екатерина, Сергей, Татьяна, о. Сергий я уже и не помню всех, прошу Ваших молитв о скорейшем возвращении заблудшей овцы в родное стадо в Приход во имя святителя Амвросия Медиоланского в Милане. Буду с вами на связи минимум через эти сообщения

  2. Якушкин Иван

    Батюшка Амвросий, прошу Ваших молитв, чтобы я приехал к Вам в Милан и был Вашим духовным чадом. Благословите, батюшка!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *