Проповедь в день Обрезания Господня

Копия 2243Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

И благодать Божия бе на Нем, — говорит нам сегодняшнее Евангелие в праздник Обрезания Христа Господа. По заповеди, данной Богом, Израиль принимает  обрезание, обряд, который, как апостол Павел учит, символизировал крещение. Господь, святой, безгрешный, принимает этот обряд как все люди, пребывающие в грехе. Обряд обрезания вводил человека в Ветхозаветную Церковь, подобно тому, как крещение вводит человека в Церковь Новозаветную.

Господь смиряется. Смирился Сын Божий, когда был зачат во чреве Пресвятой Богородицы, потому что Бог должен был умалиться до человеческого состояния и соединиться с ним. Бог Вседержитель, Творец Вселенной, умаляется для того, чтобы, соединившись со своим творением, спасти его.

Богомладенец в Вифлееме – это воистину чаяние всех людей. Господь пришел на землю в смиренном образе. Вседержитель, в руках Которого все концы Вселенной, рождается Младенцем, смиряется, принимает обрезание, как и все грешные люди, и смиренно входит в жизнь человека. Богомладенец, родился для того, чтобы Своим смирением приблизиться к человеку, войти в его жизнь, отдать Себя ему, войти в его сердце. В этом — любовь Божия, которая хочет спасения человека и все делает для того, чтобы человек обрел это спасение, чтобы не погиб, чтобы нашел путь истинный для своей жизни, чтобы обратился к своему Отцу Небесному, к своему Творцу. Чтобы отверг грех, свою гордость, свои страсти, свой эгоизм, который отделяет человека от Бога, и из-за которого человек не может, пребывая в своем эгоизме, найти истинный путь.

Сам Бог приходит к человеку для того, чтобы ему помочь. Ведь грех — это извращение ума и сердца человека, это тьма, которая входит в душу человека, из-за которой человек не понимает, кто он, для чего он живет. А Бог, родившись в Вифлееме, несет этому человеку начало, совершенно противоположное гордости человеческой, чтобы ее преодолеть. Он несет любовь, — это неизреченное состояние человека в его Творце. Господь – Любовь, и хочет, чтобы человек также насыщался этой любовью. Поэтому Господь смиряется, умаляется, делается немощным младенцем, для того, чтобы смирить гордость человеческую.

И действительно, когда человек смотрит на это таинство Боговоплощения, он изумляется, как велика эта любовь, неизреченна, как она отдает себя человеку, как она себя жертвует, как она хочет войти в сердце человека, чтобы оно наполнилось этой любовью и преодолело в себе тьму греха, тьму своего эгоизма.

Богомладенец лежит в яслях для того, чтобы мы созерцали чудо смирения Божия, для того, чтобы мы всматривались, как Господь любит нас, как Он ждет нас, как Он нас прощает, как Он все делает для того, чтобы мы отвергли грех, чтобы мы осудили в себе свой эгоизм, вышли из тьмы к свету Божией Благодати.

Для этого Господь рождается, принимает обрезание. Чтобы мы все время стояли перед этим таинством смирения Божия, Его любви, Его желания дать нашему сердцу крепость и благодать. Для этого Господь пришел к нам на землю, чтобы каждому из нас отдать Себя. И Богомладенец, пребывая уже среди людей, давал им Свое присутствие, давал им насыщаться в своих сердцах этой благодатью, которая была на Нем – бе благодать на Отрочати.

Пришествие Господне к людям действительно неизреченно. Богомладенец несет нам благодать, благодать смирения и кротости, благодать борьбы с грехом, преодоления в себе своей воли. Он лежит в яслях, чтобы нам напомнить, что человек создан не для греха, не для своей гордости, не для страстей, не для печали, которую приносят ему эти страсти, не для отчаяния и сомнений. Человек создан для радости жизни в Боге, для пребывания во свете, для любви, для такого же кроткого и смиренного отношения к другим.

К этому нас зовет Богомладенец, дорогие братья и сестры, принимая сегодня обрезание как человек. Чтобы мы смотрели на Его кротость и понимали, для чего мы созданы, чтобы мы делали здесь, на земле, все для того, чтобы обрести любовь, которая себя жертвует, которая отдает себя другому, чтобы мы не осуждали ближнего, а любили его, чтобы мы относились к ближнему почтенно, со вниманием, чтобы мы отвергали всякий грех, который разрушает наши души, отвергали страсти, которые во тьму и отчаяние ввергают нашу душу.

Богомладенец нас зовет к жизни в Боге, чистой, святой, к послушанию нашему Отцу Небесному, к любви к Нему всем нашим сердцем, всей душою. Чтобы мы могли отдать себя нашему Творцу  и пребыть в Нем. Богомладенец зовет нас к тому, чтобы наша душа насытилась благодатью, которая просвещает наши души, исправляет их, дарует им силу, радость и удовлетворение жизнью.

И все это зависти от нас, от того, как мы прислушаемся к этому Божьему зову, который действительно направлен к нам, дорогие братья и сестры. Кто есть Богомладенец, в Вифлееме родившийся? — Кроткий и смиренный Бог, Тот, Кто хочет нашему сердцу дать благодать, как бы оно ни плакало и не отчаивалось, чтобы оно всегда было радостным, перебарывало в себе страсти.

Для этого родился Богомладенец, и хочет всегда рождаться в нашем сердце. Он рождается в нашем сердце, когда мы противостоим греху, отвергаем наши страсти, гоним от своего сердца себялюбие и своеволие, наполняем наше сердце преданностью Богу, верностью Ему.

Пусть Богомладенец, рождающийся в каждом нашем сердце, утвердит нас в нашей духовной жизни, даст нам благодать, которую мы ждем, которая так желательна для нашего сердца. Как наше сердце истомляется, когда эта благодать не живет в нас, и как оно радуется и веселится, когда преодолевает грех! Господь входит в него, Бог рождается в нем, чтобы преобразить нас, дать нам новую жизнь.

Архимандрит Амвросий (Макар)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *