Успение Пресвятой Богородицы на Свято-Амвросиевском приходе

В воскресенье утром 28 августа, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, праздник Успения Пресвятой Богородицы, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архимандрит Амвросий (Макар) совершил Божественную литургию, после которой о. Амвросий обратился к прихожанам со словом о тяжких последствиях землетрясения в центре Апеннинского полуострова в ночь с 23 на 24 августа. О. Амвросий зачитал соболезнование его святейшества святейшего Кирилла, патриарха Московского и всея Руси, направленное председателю Совета министров Итальянской Республики господину Маттео Ренци, а также текст телеграммы соболезнования Преосвященнейшего Антония, Епископа Богородского премьерминистру Италии. Среди прихожан в храме молился итальянский журналист Франческо Монтанино, корреспондент интернет-газеты «Руссианиус», который сердечно благодарил Святейшего Кирилла, Владыку Антония и общину за соболезнования и молитвы о милости Божьей для всех пострадавших в землетрясении. В заключении был отслужен молебен празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Накануне за ночным богослужением о. Амвросий после чтения Евангелия произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице!», — поем мы в день праздника Успения Пресвятой Богородицы и радуемся тому, что Пресвятая Богородица, Матерь наша Небесная, не оставляет мира, возносясь на небо. Успение Пресвятой Богородицы – это, действительно, таинство соединения Матери Божьей со всеми верующими во Христа Господа, Сына Ее. Пресвятая Богородица в окружении апостолов отходит ко Господу, и святые апостолы погребают Ее тело в Гефсимании, кладут во гроб Ее пречистое тело, с молитвой, с надеждой, с благодарностью. И, вознося свои молитвы к Ней, пребывают с Ней в единстве.

Апостол Фома, который не был на погребении Пресвятой Богородицы, через три дня просит, чтобы открыли апостолы Ее гроб. Ученики Христовы, естественно, хотят, чтобы и апостол Фома прикоснулся к этому святейшему телу Пресвятой Богородицы. Но, как мы знаем из предания, они открыли гроб, и не было там уже тела Пресвятой Девы Марии.

Увидев это, святые апостолы поняли, что Пресвятая Богородица, Та которая носила в Своем чреве Сына Божия, родив Христа Господа, не может остаться телом на земле, потому что, как мы поем в песнопениях Пресвятой Богородице, Ее чрево стало небом, которое вместило Самого Бога. Ее тело не было земным, оно не принадлежало земле. Поэтому Господь взял Пресвятую Богородицу с телом на небо, чтобы она мира не оставила.

Пресвятая Богородица, Матерь наша Небесная, пребывая телом на небе, напоминает нам, что каждый христианин – это храм Божий, и Дух Святый живет в нем. И в его теле – апостол Павел нам напоминает, – Дух Святой пребывает, Сам Господь живет. Именно в теле.

И Пресвятая Богородица Своим Успением нам напоминает о том, что мы не должны принадлежать этому миру, страстному, гордому, злому. Миру, который живет только своим эгоизмом, своей гордостью. Мы должны принадлежать к миру небесному, где правда, чистота, верность Богу, где мы соединяемся с Господом и преодолеваем свою волю, подчиняя ее воле Божьей. Тогда наше тело становится неземным.

Но если мы этого не совершаем, наше тело остается тленным. И мы прислушиваемся к своим желаниям, к своей воле, к своим хотениям, мы становим тленными. А Пресвятая Богородица Успением Своим зовет нас на небо, чтобы наши тела не принадлежали земле, а чтобы они принадлежали вечной жизни, где нет человеческой воли, а есть только воля Божья.

Пресвятая Богородица нас учит, что этого достичь можно только смирением, только кротостью, только верностью Богу, только преодолением своих желаний, своих страстей и похотей. Как апостол Павел говорит, мы должны распять наше тело со страстьми и похотьми. Потому что если мы прислушиваемся к своим желаниям и следуем своей воле, то наше тело наполняется земным бытием, и мы отделяем себя от неба.

И мы это прекрасно понимаем: как трудно нам бывает, когда мы живем в своих отчаяниях, в своих сомнениях, в своей гордости! Каким тело становится бренным и наполненным страданиями! Но если мы ищем воли Божьей, тело наше становится послушным Богу и приносит нам радость. Как свет тогда просвещает наши души и наше сердце!

В этом Успение Пресвятой Богородицы. Празднуя Успение Пресвятой Богородицы, мы празднуем нашу жизнь в Боге, наше тело, которое предназначено быть домом Божьим, мы стараемся его уберечь от страстей. Пресвятая Богородица, возносясь на небо с телом, обращается к нам в день Своего Успения, чтобы наше тело было послушным Закону Божьему.

Ведь мир Пресвятой Богородицы — это мир, это радость. Когда апостолы несли Пресвятую Богородицу в Гефсимании, они чувствовали, как они несли то тело, которое принадлежит вечной жизни, небу. И какая радость была в их сердцах, когда они увидели, что это тело, действительно, на небесах! И апостолы в своей проповеди несли весть людям именно об этом, о том, что человек создан для того, чтобы жить на небе.

Христос Спаситель прямо говорит: Царствие Небесное внутри вас есть. Но от нас все звависит, насколько мы прилагаем усилия, чтобы воля Божья совершалась, насколько мы всматриваемся в Успение Пресвятой Богородицы, насколько мы почитаем нашу Матерь Небесную, преодолеваем в себе грех. Ведь Пресвятая Богородица, молясь о нас на небесах со святыми ангелами, просит Сына Своего о прощении, о посещении, о даровании нам благодатной помощи быть небесными.

Это есть Успение. Успение, которое дарует человеку небо. Поэтому мы поем в сегодняшнем тропаре: «Во успении мира не оставила еси, Богородица». Она с нами, Пресвятая Богородица. Мы тоже стараемся наполнить нашу жизнь верностью Богу, следованию Его апостолам.

Успение Пресвятой Богородицы соединяется с нашим сердцем, мы возносимся с Пресвятой Богородицей на небо, к Престолу Божию, и Она нас зовет быть с Ней, быть в Ее молитвах, быть в Ее даре для нас, даре, которым Она нам дарует Сына Своего, Господа нашего, чтобы мы славили Ее Успение и вместе с Ней возносились на небеса. Аминь.

Проповедь о. Амвросий произнес также и за Божественной литургией утром:

«По вашему неверствию», — отвечает Христос Господь Своим ученикам, которые недоумевали, почему они не смогли в сей раз изгнать беса из отрока. Мы слышали в Евангелии, как отец этого отрока просил учеников, которые оставались под горой Фавор, помочь ему исцелить отрока. Они, которые часто это совершали, в сей раз оказались немощными. Когда Господь Иисус Христос сошел с горы Фавор, отец отрока с большим сожалением спешит к нему и свидетельствует об этом, что он привел своего отрока к учениками, и они не смогли изгнать беса. И Господь прямо говорит: о роде развращенный и неверный! Доколе терплю вас, доколе буду с вами?

И когда ученики были наедине, они спрашивали снова Христа Господа, по какой причине они не смогли исцелить его. И говорит Господь: по неверствию вашему. Потому что, если вы будете иметь веру с горчичное зерно, то скажете этой горе: ввергнись в море, — и она ввергнется, и ничто не будет невозможно для вас, ибо вера — это действие Божие в душе человека.

Но затем Господь прямо говорит: только через молитву и пост приходит эта сила веры. Когда человек трудится над собой, когда он запрещает себе то, что неугодно Богу, кода он прилагает усилия, стоит перед Престолом Всевышнего в молитве, тогда вера возрастает и становится сильной.

Когда человек прилагает эти усилия, он становится в этом мире тем, который непонятен этому миру, безумне этому миру, как апостол Павел написал коринфским христианам. Он прямо говорит, почему человек, который пребывает с Богом и в Боге, безумен в этом мире. Потому что когда его злословят, он благословляет, когда его гонят, он терпит, когда его хулят, он молится. Это действительно непонятно для этого мира.

Апостол Павел прямо говорит: таким образом мы стали сором, прахом для этого мира, попираемым прахом. Потому что мир живет своей гордостью, своим тщеславием, своими страстями. А верующие во Христа – своей благостью, своей любовью, верующие во Христа служат другим, всех благословляют, всем отдают себя и становятся для этого мира совершенно чуждыми и безумными.

И апостол Павел призывает коринфских христиан, чтобы они преодолели в себе этого земного человека, который ищет своего, который хочет своей правды, который хочет всячески доказать и показать, как должно быть. А верующий во Христа этого не делает. Он является прахом, попираемым доныне, как говорит апостол Павел.

Мы сегодня празднуем великий праздник Успения Пресвятой Богородицы и поем Ей в кондаке: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удежраста, и Матерь Живота к животу приста». Пресвятая Дева Мария, родившая нам Христа Господа, была в этом мире небом на земле. И вот, Она отходит. Святые апостолы собираются к Ней, погребают Ее.

Но гроб и смерть не могут удержать Пресвятую Богородицу. И, как мы знаем из предания, по просьбе апостола Фомы, который не был на погребении, святые апостолы открыли гроб Пресвятой Богородицы и увидели, что он пустой. Увидели, что гроб и умерщвление не удержали тело Пресвятой Богородицы. Оно оказалось чуждо этому миру.

Ибо Пресвятая Богородица — это нетленность, это вечность. Пресвятая Богородица – это жизнь. Поэтому Господь забирает Ее на небо и напоминает каждому христианину, что и он не от мира сего, что и он, верующий в Него, должен быть в этом мире не причастным к нему, к его страстям, гордости. И его этот мир не может захватить и держать в своих объятиях.

В этом – Успение, значение этого праздника. Успение Пресвятой Богородицы дано нам для того, чтобы помнить, что человек, верующий во Христа Господа – это человек не от мира сего, и ничего его не связывает с этим миром. И поэтому он может, когда его злословят, благословлять, когда его гонят – терпеливо все переносить, когда его хулят – молиться. Может, потому, что он живет на небе. Его ум и сердце привязаны к небесным благам. И его ничего не может удержать в этом мире.

И этому Успение нас учит, дорогие братья и сестры. Успение Пресвятой Богородицы дано нам для того, чтобы мы жили в этом мире, ничего не имея общего с его страстями, с его неправдой, с его нетерпением, с его злословием. Чтобы наша жизнь, пребывающая в Боге, видела Пресвятую Богородицу как Ту, Которую гроб и умерщвление не удержали, чтобы мы следовали за Ней, вознося свои ум и сердце ко Христу Господу, Сыну Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Богородица молится о нас перед Сыном Своим, Господом нашим, чтобы наши сердца не были захвачены этим миром, его страстями, похотями, сомнениями, отчаянием, гордостью. Пресвятая Богородица молит Христа Господа, чтобы Он призрел на наши слабости и дал нам силу пребывать с Ним и в Нем.

И пусть этот праздник Успения Пресвятой Богородицы утешает нас, напоминает нам, что мы не земные, что мы небесные, что мы стараемся быть в этом мире людьми простыми, терпеливыми, кроткими и смиренными, что мы имеем небесную Матерь Божию, и наше сердце там, на небе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *