Богослужение в субботу 24-й седмицы по Пятидесятнице

3 декабря, в субботу 24-й седмицы по Пятидесятнице, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная Литургия. В субботнем евангельском зачале был прочитан фрагмент о следовании за Христом: «Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 57-60). После чтения Евангелия настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сын же Человеческий не имать где главу подклонити. Христос Спаситель, проповедуя Евангелие, часто слышит от людей желание их идти за Ним. Как мы слышали в Евангелии, один человек говорит Христу Господу: я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел. Христос Спаситель ему сразу отвечает, указывая на то, как непросто это. Он говорит ему: даже лисицы имеют норы, а птицы гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где главу подклонить, напоминая ему о том, как много надо в себе изменить, чтобы следовать за Ним, за Спасителем своим.

Действительно, дальше мы слышали, что и другие тоже подходили, и Господь говорил им: идите за Мной. Но один хотел похоронить своего отца, другой делал свои дела. И Господь им говорит: тот, кто положил руку свою на рало и оглядывается назад, тот не готов к тому, чтобы следовать за Мной, не готов войти в Царствие Небесное, потому что привязан к земным благам.

Идти за Христом – значит, уподобиться Ему, тому, Которому негде главу подклонить. Тому, Кто не ищет земного, а пребывает в небесном. Господь нас зовет следовать за Ним, и также нам напоминает, что следование за Ним — это значит, преодолеть в себе земного человека, который все время оглядывается назад, то есть, хочет и по-земному, и по-небесному жить.

Но мы прекрасно понимаем, что это невозможно, потому что Евангелие требует от нас взгляда только на небо, Евангелие зовет нас к этой небесной жизни. Господь нам прямо говорит: ищите прежде всего Царствия Божьего и правды его, а все остальное приложится вам. Но человек не может сразу отказаться от земных привязанностей. Человеку трудно смотреть только на небо, радоваться этому, совершать все так, как Господь ему велит и жить на небе, а не на земле. Поэтому Господь нам говорит: возложивший руку на рало и озирающийся назад не достоин войти в Царствие Небесное, не готов.

Мы празднуем ныне память свят. Прокла, архиепископа Константинопольского, который был учеником свят. Иоанна Златоуста, также архиепископа Константинопольского. Этот ученик, Прокл, внимательно смотрел на служение свят. Иоанна Златоуста, внимал тому, что святитель говорил ему и следовал этому. И Господь ему открыл, как свят. Иоанн Златоуст прост, как он проповедует Слово Божье.

Однажды, говорит предание, пришли люди к свят. Иоанну Златоусту, и Прокл как его секретарь заглянул в кабинет святителя и увидел, что ему на ухо какой-то человек диктует что-то. Он закрыл дверь и ждал весь день с людьми, когда святитель освободится. Затем, на следующий день, он спросил святителя, кто был этот человек. Св. Иоанн Златоуст ответил, что никого не было, он только писал толкование на Священное Писание. Это был Ангел Божий, который говорил ему, что писать.

Вот, какая простота была у свят. Иоанна Златоуста. Эту простоту Прокл впитал в себя. Он тоже был посталвен архиепископом Константинопольским и правил в трудное время. Было много землетрясений, в одних местах пропадали реки, в других местах были наводнения. Однажды во время землетрясения он молился, и во время этой молитвы один отрок был поднят на небо невидимой силой так высоко, что его видно не было. Когда он спустился вниз, он рассказал, что на небесах услышал, как ангелы поют Богу: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный! И народ, услышав эти слова, добавил: помилуй нас!

Эту песню мы поем за Божественной литургией, вспоминая простоту свят. Покла. Когда люди начали так молиться, землетрясение окончилось, и люди благодарили святителя за эту молитву, за его простое сердце, как у Христа, Который не имел, где голову преклонить.

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел напоминает коринфским христианам, что змей прельстил человека своею хитростью, и он молится, чтобы и их он не прельстил, чтобы они не уклонились от простоты во Христе. От той простоты, которая дарует человеку небо, от простоты, которая помогает человеку все совершать, все строить, среди всех трудностей, именно на этой простоте, совершенно не разбиваясь о всякие испытания и искушения.

Потому что простота сердца во Христе — это сила души, которая в любых обстоятельствах спокойно все переносит. Это человек, который не имеет, где главу подклонить. Он небесный, поэтому он прост. Поэтому он готов на всякое испытание, поэтому спокойно все переносит. Он не ищет земного устройства, своих земных перспектив, он ищет только Небесного Царствия, Царствия Божьего и жизни в нем, в любви, в смирении, в кротости. Поэтому он может все спокойно переносить и другим помогать смотреть на все спокойно.

Поэтому нас учат сегодня святитель Константинопольский Прокл, который очень любил святителя Иоанна Златоуста, апостол Павел, быть простыми во Христе, то есть, теми, которые радуются дару своей веры, своей надежды, своей любви. Простота — это великий дар, которым человек может жить, питать свою душу и радоваться всегда в своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *