Богослужение в Неделю святых отец

В воскресенье 1 января, в Неделю перед Рождеством, святых отец, на Свято-Амвросиевском приходе была соврешена Божественная литургия. После богослужения о. Амвросий поздравил с Днем Рождения Екатерину, ответственную за трапезы на приходе. За богослужением в евангельском зачале была прочитана родословная Господа Иисуса Христа и рассказ о Его рождении в Вифлееме: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1: 1-24). После чтения Евангелия на ночном богослужении настоятель прихода архим. Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Се Дева во чреве приимет, и родит сына Эммануила». Эти слова пророка Исаии возвещают миру о Рождестве Христа Господа, о пришествии в мир Спасителя. Мы слышали перечисление многих родословий, которые повествуют нам, как от праотца Авраама до Христа Господа в богоизбранном народе хранилась вера, как богоизбранный народ ждал Мессию. Он ждал Его и верил в то, что Мессия придет и спасет мир, или, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, родится Тот, Который спасет людей от грехов их.

В это верили ветхозаветные праведники, особенно святые отцы, которые по родословной от Авраама рождали сыновей, от которых должны были рождаться другие поколения, ведя ко Христу Господу. Они жили верой, несмотря на то, что видели, как грех царствует в мире, и как трудно от него избавиться. Они верили, что придет Мессия, Который поможет человеку избавиться от греха, спасти себя от этого царства беззакония.

Православная Церковь, готовясь к Рождеству Христову, в Неделю перед Рождеством празднует память святых отцов, чтобы ввести нас в это ожидание рождения Христа Господа. На Западе это ожидание так и называется – адвент перед Рождеством Христовым, время ожидания. Это действительно ожидание того, что придет Тот, Кто изменит жизнь. И мы, православные христиане, также пребываем в ожидании Рождества Христова и благодарим Господа, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16).

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф.1: 23). Пречистая Дева Мария, как мы слышали в Евангелии, приняв зачатие Христа Господа в Своем чреве от Духа Святаго, дарует нам надежду для наших сердец, чтобы мы также верой нашей все творили в своей жизни, как мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении о том, как ветхозаветные праведники верой жили, все переносили верой, верой побеждали царства, заграждали уста львов, угашали силу огня. Верой, потому что верили в Того, Кто принесет в этот мир изменение сердец человеческих.

Мы ожидаем Рождество Христово вместе с ветхозаветными праведниками, потому что Рождество меняет все в жизни человека, ибо рождается Тот, Кто властен над всем, и над нашими грехами, нашими слабостями, над всем тем, что не дает человеку исполнять волю Божию, жить так, как Богу угодно. Поэтому ожидаем мы Рождество Христово, которое еще и еще раз нам напомнит, что рождается Тот, Кто очищает нас от грехов.

Рождество Христово, которое мы ждем, — это надежда, радость, утверждение нашей веры. Мы, ожидая Рождество Христово, крепимся в нашей вере и в нашей радости. И пусть Господь поможет нам, дорогие братья и сестры, это священное ожидание переживать глубоко в сердце нашем. Потому что наша вера – это есть надежда на Самого Господа, Который никогда не оставляет человека. В этом вера, в этом само Рождество Христово. Христос рождается для того, чтобы быть с нами, приходит на эту землю для того, чтобы помочь нам преодолеть себя. Поэтому так торжественно мы ожидаем Рождество Христово и радуемся тому, что Господь, рождаясь в Вифлееме, приходит к нашему сердцу, утомленному от всяких трудностей. Сердцу, которое ждет Его, сердцу, которое видит в Нем свою радость, свою жизнь, свою силу.

Пусть Господь всем нам поможет этим ожиданием наполнить свою душу, чтобы наше сердце, уставшее от многих проблем, радовалось тому, что Господь над всеми нашими проблемами, над всем тем, что нам кажется непреодолимым, невозможным, никак не проходящим. Наоборот, чем больше мы утверждаемся в нашей вере, тем более мы видим, как все в мире проходит, и все сложности и трудности в нашей жизни оказываются совсем ничем. Ибо Господь, Которого мы ждем, над всем. И Он дает нам испытания, трудности, терпения для того, чтобы мы ждали Его, надеялись на Него, полагались на Него, видели в Нем свою жизнь. И пусть трудности, которые встречаются нам в нашей жизни, нам все больше и больше кажутся ничем, всего лишь ведущими к утверждению нашей веры, нашей надежды на Христа Господа.

Также во время Божественной литургии утром о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Родиши сына и наречеши имя ему Иисус, той бо спасе людей своих от грех их». Говорит эти слова Ангел Божий во сне Обручнику Иосифу, который был обручен Деве Марии и увидел, что Она непраздна, что Она носит во чреве дитя, и начал размышлять, как быть ему. Он был праведный и хотел, как мы слышали из Евангелия, тайно отпустить ему обрученную Деву, чтобы не обличать Ее.

Но как только он начал думать и размышлять над этим, Ангел Господень явился ему во сне и говорит, что во чреве Ее от Духа Святаго, и родится у Нее, ему обрученной Девы, Сын, Которому он даст имя Иисус, Который спасет своих людей от грех их. Иосиф Обручник, послушав Ангела Господня, совершил так, как он ему велел, потому что услышал от Ангела, что то, что родится от Девы Марии, — от Духа Святаго. Он понял, что Господь Духом Святым дарует это Дитя обрученной ему Деве Марии, и это велико пред Господом. Он с радостью великой бережет Деву Марию, прежде чем Она родит Сына.

И мы знаем из предания, как непросто было это. Император Римский проводил перепись, и надо было ему переместиться в Вифлеем с обрученной ему Девой, Которая должна была уже родить, и как они путешествовали в Вифлеем, и в самом Вифлееме не могли найти места для ночлега. Но Иосиф Обручник совершает так, как Господь через Ангела ему велит, и находит пещеру вблизи Вифлеема, в которой Дева Мария родит Сына.

Святой праведный Иосиф Обручник, будучи, как мы слышали из Евангелия, из рода Авраамова, из рода Давидова, понимал, как велико дарование, которое Господь дарует ему. И он прилагает все усилия, чтобы родился Иисус, Спаситель мира, Тот, Который спасет людей от грех их. Об этом размышляет святой Обручник Иосиф и совершает все для того, чтобы пришел Тот, Который будет спасать людей от грех их. Обручник Иосиф старается все сделать для того, чтобы люди приняли Того, Кто принесет им освобождение от греха.

И действительно, совершая повеленное ему Ангелом Божиим во сне, Иосиф служит этому величайшему дару человечества – рождению Христа Господа, Который освобождает людей от греха.

Мы, готовясь к Рождеству Христову, вместе со святым праведным Иосифом Обручником с трепетом стоим перед этим таинством Боговоплощения и взираем на небо вместе с ним, с благодарностью, что приходит Тот, Кто отнимет грехи человеков, освободит их от их слабостей, от всего того, с чем человек сам справиться не может. И мы вместе с Обручником Иосифом ждем дня Рождества Христова, вместе с ним путешествуем в Вифлеем, для того, чтобы перенести эти трудности вместе с ним, со святым Иосифом.

Не можем мы себе представить, как он, видя, что гостиницы полны в Вифлееме, не отчаивается, как он ищет пещеру, ищет место, где может родиться Тот, Который избавит людей от грехов их. И мы вместе с Обручником Иосифом и Девой Марией путешествуем в Вифлеем для того, чтобы радоваться пришествию в мир наш Христа Господа, Который, рождаясь в яслях, в вертепе, приходит к нам самым простым образом, чтобы помочь нам понять, что есть наша жизнь, что ей надо, нашей жизни.

А нужен Сам Господь, Который рождается в вертепе, нужен Тот, Который поможет нам проще смотреть на все в нашей жизни и спокойнее переносить трудности. Ведь Он рождается среди таких трудностей для того, чтобы напомнить нам, что это все спокойно переносимо. Потому что все, что ни встречает нас, даже большие испытания, — ничтожно перед рождающимся на свет Господом.

И пусть этот трепет ожидания рождения Христа Господа будет глубоко в нашем сердце, так же напоминающим нам, как и святому Обручнику Иосифу, о том, что приходит к нам, к каждому из нас Тот, Кто берет грехи наши на Себя, рождается Тот, Кто хочет очистить нашу душу от наших страстей, предубеждений, гордости нашей, и дать нам сердце простое, любящее, слушающее своего Господа и творящее угодное Ему. В этом Рождество Христово, которого мы ждем, которое в нашем сердце совершается, потому что мы с Обручником Иосифом ожидаем это рождение в Вифлееме Христа Господа, Который дарует нам неизреченную радость вечного спасения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *