Богослужение в Неделю 2-ю Великого поста, свят. Григория Паламы, праздник Собора Преподобных отцев Киево-Печерских

В воскресенье 12 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, свят. Григория Паламы, в праздник Собора Преподобных отцев Киево-Печерских, на Свято-Амвросиевском приходе была совершена Божественная литургия. В воскресном Еванглеии было прочитано зачало о чуде исцеления Господом Иисусом Христом расслабленного: «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.» (Мк. 2: 1-12). После чтения Евангелия настоятель прихода архимандрит Амвросий (Макар) произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«И абие разумев Иисус духом Своим, яко тако тии помышляют в себе, рече им: что сия помышляете в сердцах ваших», — говорит  Господь книжникам, которые видят Христа Спасителя, перед Которым лежит расслабленный, и видят, как Он ему прощает грехи. Книжники в своих сердцах помышляют, что Он не Бог и не может прощать грехи людям.

Но Христос показывает им, что Он Бог, потому что знает, о чем они помышляют. Но для того, чтобы они убедились до конца, Он им прямо говорит: это одно и то же для Него, или сказать расслабленному: тебе отпускаются грехи, или сказать ему: встань, возьми одр твой и ходи. И Христос Спаситель говорит это для того, чтобы они убедились, и не только говорит ему: прощаются тебе грехи твои, но и велит расслабленному также встать, взять одр и ходить.

Сердцевидец Господь, совершая эти чудеса, — и чудо прощения грехов, и чудо выздоровления парализованного человека, — обращается к слушателям Его, к собравшимся и, прежде всего, к книжникам, как Сердцевидец, Который ждет каждого человека в своем покаянии, в своем желании исправиться.

Чудо оздоровления расслабленного – это чудо, которое помогает нам увидеть во Христе Господе, как Он близок нашему сердцу, как Он его видит, наши мысли, наши чувства, наши желания, как Он хочет выздоровления нашей души, нашего покаяния.

Господь, видя наши помышления, все, что творится в нашей душе, взывает к нашему сердцу, как и к книжникам, что Он, Господь, пришел к нам для того, чтобы помочь нам верить в Него и исцелять свою душу.

А исцеление нашей души проходит через веру, как мы слышали в Евангелии. Господь видел веру тех людей, которые принесли расслабленного, которые добрались до Него. Хотя было много народу, и невозможно было пройти, они через крышу спустили расслабленного ко Христу Господу.

И Он эти усилия видел, и видел душу расслабленного, и простил его грехи, и исцелил его душу, и дал ему здоровье телесное. Потому что и расслабленный, и люди, которые его принесли, верили, что Господь видит их сердца и даст им ими просимое.

И это также нас должно настраивать на более активную духовную жизнь, на то, чтобы искать Господа, предстоять пред Ним, пред Тем, Который видит наши мысли, наши желания, наши чувства, наши стремления, предстать пред Ним со своими слабостями, со всем тем, что надо исправить нам. И Он посылает помощь всякому, кто к Нему приходит, помня, что Он все знает о нашей душе. Поэтому такая душа исцеляется.

В этом — верующий православный христианин, который помнит, что Господь все видит в его душе. Даже то, что еще мы только намеревались подумать и пожелать. А Он уже это видит, Он это знает.

И эта истина, дорогие братья и сестры, самая дорогая для нас, потому что когда мы стоим перед Богом со своими слабостями, помня, что Он их видит, знает, мы действительно, как этот расслабленный, стремимся к исцелению, стремимся к преодолению наших грехов. И в этом — покаяние наше.

Мы сегодня также празднуем память свят. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который с ранних лет углублялся в молитву, был долгие годы на Афоне, в отшельничестве, много проникался именно этой мыслью, что Бог видит сердце каждого человека. И его молитва была настолько глубокой, что Господь ему даровал видение, как Бог действует в сердце того человека, который помнит, что Бог все знает, что творится в его душе.

И поэтому свят. Григорий Палама смог дать Церкви учение о Нетварном Свете, который некоторые монахи видели так же, как на Фаворе святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели свет Преображения Господня. Потому что молитва, которая совершается в нашем сердце, — это предстояние перед Богом.

Это действительно величайшее таинство нашей жизни — предстать перед Всевидящим Богом. Это — самая глубокая тишина в нашей душе. Поэтому такая молитва, умная молитва называется исихией, тишиной, безмолвием. Она ведет к насыщению нашего сердца неизреченным желанием стоять перед Богом. Он видит, как мы мыслим, чего мы желаем, к чему мы стремимся.

Также мы сегодня празднуем праздник Собора Преподобных Киево-Печерских, которые в пещерах, так же, как и святитель Григорий Палама, в молитве просияли великой духовной силой, зовя нас к этому великому внутреннему деланию в нашей душе, зовя нас стать перед Богом, Который все видит, что в нашей душе.

И Господь зовет нас в святые дни Четыредесятницы именно так предстоять перед Ним, как расслабленный, которого принесли пред Сердцевидцем, Который, зная все, ждет нашего предстояния пред Ним со своими слабостями, чтобы их излечить и прийти к более совершенной и твердой духовной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *