Богослужение в Неделю о мытаре и фарисее в Милане

В воскресенье 28 января, в Неделю о мытаре и фарисее, настоятель Свято-Амвросиевского прихода архим. Амвросий (Макар) совершил Божественую литургию. После чтения Евангелия о. Амвросий обратился к прихожанам со словами проповеди:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся», поем мы ныне, в Неделю мытаря и фарисея, эти слова кондака, и действительно вместе с мытарем вопием ко Господу: «Боже, милостив буди ми грешному!».

Вы слышали в сегодняшнем Евангелии о мытаре и фарисее, об этих двух разных молитвах. И хотя фарисей, действительно, жил праведной жизнью, не был ни хищником, ни прелюбодеем, его молитва была только стремление хвалиться этим перед Богом. А мытарь, хотя жил неправедной жизнью, но внутри в своем сердце раскаивался. И поэтому его молитва была угодна Богу, потому что он обращался к Богу от своего сердца, которое, согрешая, каялось, просило прощения и надеялось на милосердие Божие.

Мытарь, войдя в храм, остался у входа, даже не подымая своих очей вверх, чувствуя свой грех, чувствуя, как он неправеден, как он гневит Бога, как он преступает заповеди. И поэтому, когда он, пребывая в этом сокрушении сердца, молился, Господь его благословляет. А фарисей, праведник, совсем не сокрушается сердцем, потому что он — праведник. И не только не сокрушается сердцем, а хвалится, что он не такой, как другие люди, грешники, или как этот мытарь.

И поэтому мы, начиная нашу подготовку к Великому посту, слушая Евангелие о мытаре и фарисее, начинаем пение Постной Триоди: не помолимся по-фарисейски, братья. То есть, преодолеем в себе гордость фарисея, черствое сердце, хвалящееся, превозносящееся, уподобимся мытарю, грешнику, который знает свой грех, стоит перед Богом, как грешник, как тот, который чувствует свою вину, чувствует, что он преступает заповеди Божии, и взывает: «Боже, милостив буди мне, грешному», напоминая нам, как мы должны начинать нашу молитву, как Молитвослов направляет нас именно на эту молитву, — «Боже, милостив буди мне, грешному».

Поэтому слова кондака «воздыхания принесем мытаревы» нас зовут воздыхать, как мытарь воздыхает, о своих прегрешениях, о всем том, что мы должны исправить в своей жизни, о всем том, что мы не должны допускать, о всем том, что разбивает наше сердце, делает его черствым, каменным, хвалящимся, о всем том, что уподобляет нас фарисею. Об этом надо воздыхать, видя, как мы нуждаемся в мытаревой молитве, как мы нуждаемся всмотреться в свою жизнь.

Великий пост, к которому мы готовимся – это наилучшее время всмотреться в свою жизнь, увидеть, насколько мы далеки от мытаревой молитвы и как глубоко входит в наше сердце молитва фарисея, когда мы не задумываемся о наших грехах. Поэтому Церковь в начале подготовки к Великому посту нас зовет к этому мытаревому воздыханию, потому что если мы не будем воздыхать в нашем сердце, мы не сможем его изменить, к чему призван Великий пост.

И пусть Господь нам поможет, дорогие братья и сестры, воздыхать о наших согрешениях, уподобляясь мытарю, молясь: «Боже, милостив буди мне, грешному», прося Его, Господа нашего, о Его милосердии к нам, к нашим слабостям, к нашим падениям, чтобы эта мытарева молитва глубоко в нашем сердце действовала и помогала нам всегда становиться на молитву, помня об этом воздыхании мытаря.

И пусть начало подготовки к Великому посту будет для нас великой радостью преодоления своей гордости, своего тщеславия, своих страстей и очищения наших сердец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *