Проповедь после чтения Великого покаянного канона в первый день Великого поста на Свято-Амвросиевском приходе в Милане

11 марта днем, в понедельник первой седмицы Великого поста, настоятель Свято-Амвросиевского прихода в Милане архим. Амвросий (Макар) прочитал первую часть  Великого покаянного канона преп. Андрея Критского. После чтения канона о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения». Эти слова Великого покаянного канона свят. Андрея Критского напоминают нам, как важно перебарывать этот страстный помысел в нашей душе, как мы часто поддаемся именно этому. Этот помысел страстный обещает нам сладкое и напояет нас горьким, дает нам вкусить горькости греха. И мы, зная, как обманчив страстный помысел, должны прилагать усилия, чтобы не владел он нашим умом и нашим сердцем, а чтобы мы, помня, к чему страсть наша ведет, прилагали все больше усилий не уподобляться Еве, которая, увидев на древе запрещенном яблоко, увидела сладость и вкусила горькости греха.

Вся наша духовная жизнь – это непрестанная брань со страстью, которая преследует нас везде и показывает, как сладко совершить то, что она предлагает. Но мы должны помнить, что, вкусив страсть, овладевающую нашим сердцем, зовущую нас вкусить сладость, мы сразу же наполняем наше сердце горькостью греха. Поэтому духовная жизнь, духовная брань — это борьба с нашим сердцем, прислушивающимся к страсти, к этой сладости, которую страсть нам несет.

Но мы должны помнить, что входит после этой сладости в нашу душу, как горько нам, как мы страждем от того, что поддаемся этому страстному помыслу. И пусть эта святая Четыредесятница, которую мы начинаем, слушая слова Великого покаянного канона, будет для нас поприщем для борьбы с этими нашими страстными помыслами и со всем тем, что входит в нашу душу, убеждая, что так и должно быть, так лучше.

Мы должны помнить, как горько нам, когда мы совершим то, что страсть приносит. И пусть этот опыт духовный в течение Великого поста возрастает и дарует нам силу преодоления в себе страстных желаний, всего того, что, мы знаем прекрасно, напояет нашу душу горькостью и разрушает ее.

Во дни Великого поста мы вспоминаем, как страсть нас разрушает, как мы поддаемся ей, и как мы, прилагая усилия, можем отвергать ее. Дни Великого поста — это действительно дни укрощения нашей плоти, наших помыслов, нашего сердца, чтобы наша душа все больше и больше желала того, что приносит ей радость и удовлетворение в Боге, совершала все то, что дарует нашему сердцу неизреченную  радость пребывания в Боге.

Пусть этот Великий пост, который мы начали, будет настоящей нашей духовной бранью, в которой мы не поддаемся нашим страстным мыслям, желаниям, а преодолеваем их, потому что очень хорошо знаем, как они приносят нам горечь, как они нашу жизнь разрушают, и как мы страждем и плачем от этого. И мы должны помнить, что духовная жизнь в этом заключается, чтобы преодолевать в себе страстные движения и становиться все более и более послушными Богу и радующимися в своей жизни.

Вечером было совершено Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преп. Андрея Критского, после которого о. Амвросий произнес проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Облекохся в раздранную ризу, юже изтка ми змий советом, и стыждуся». Молимся мы в начале Великого поста вместе со свят. Андреем Критским, эти слова произносим в его Великом покаянном каноне, чтобы напомнить себе, как обезображивает нашу жизнь грех, как он делает наше сердце безобразным и как риза порванным.

Действительно, когда мы слушаем совет лукавого, — мы облачаемся в порванную ризу, в которой стыдно быть. Поэтому свят. Андрей Критский эти слова употребляет, чтобы помочь нам увидеть безобразие нашей жизни, когда мы слушаем совет змия, который делает нам эту ризу разодранную и облекает нас в нее. То есть, делает нашу жизнь порванной, безобразной, извращенной.

Поэтому Великий пост нам дан, чтобы преобразиться, снять эту ризу разорванную, которую змий своим советом облачает нашу душу, и облачиться в прекрасную ризу послушания Богу, совершения Его воли. Когда мы совершаем свою волю, которая чаще всего слушает совет змия, — какой она, наша жизнь, становится трудной! И становится стыдно нам, когда мы видим эту нашу жизнь, порванную грехом.

Но Великий пост – это время, когда мы можем перебороть совет лукавого совершать свою волю, видеть, как она обезображивает нашу жизнь, и склониться к воле Божией. То есть, к смирению, кротости, терпению, любви. И отвергнуть наше тщеславие, гордость, наши страсти, которые покрывают нас разодранной ризой.

Великий пост – это время, когда мы можем многое в своей душе перебороть и видеть, как грех обезображивает нашу жизнь, нашу душу, наше сердце, и стремиться к тому, что дарует красоту нашей жизни, облекает нас в эту прекрасную ризу Божьей благодати, которая сияет светом Божиим, послушанием нашим Богу, нашей любовью, нашим смирением.

И мы видим, как грех, который входит в нашу душу, несет эту тьму безобразия и раздирает ее. И пусть Господь всем нам поможет, дорогие братья и сестры, слушая этот Великий покаянный канон, увидеть, как грех обезображивает нашу жизнь, как он убивает нас, облачает нас в эту разодранную ризу, которой стыдно. Стыдно, когда мы не совершаем волю Божию, нет смирения, нет кротости, с гордостью, со страстями совершаем все в своей жизни.

Но Великий пост – это время преодоления совета лукавого и приобретения в своей душе красоты послушания Богу и облечения в прекрасную, светлую Христову ризу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *